14136 прочитали
0

Какие игры с мячом помогают улучшить успеваемость ребёнка в школе? Разбираемся вместе с нейропсихологом и готовимся к учебному году весело

Самый обычный мячик может стать для вашего ребенка помощником в развитии речи, универсальным спортивным тренажером и даже важным инструментом в подготовке к школе. Про самые простые и полезные игры с мячом, их особенности и влияние на развитие ребенка рассказала нейропсихолог Анастасия Глебова.

Почему одного мячика недостаточно

Мяч – одна из первых детских игрушек. Он безопасный, круглый, достаточно мягкий, так что ребенок не поранится во время игры с ним. Но дело тут не только во внешних характеристиках. С помощью игр с мячом ребенок укрепляет физическую форму и вестибулярный аппарат, развивает ловкость, внимание, координацию, навыки командной работы. Это универсальная игрушка и для малышей до года, и для деток дошкольного возраста: именно в первые семь лет детства мяч выполняет не только развлекательную, но и развивающую функцию.

В арсенале родителей должно быть как минимум три разных мячика, которые отличаются своими характеристиками: по размеру, весу, цвету, на ощупь. Легкие и тяжелые, большие и крошечные, мягкие и жесткие, гладкие и в пупырышках – чем большим количеством мячиков умеет играть ваш малыш, тем лучше. Ведь его тело будет каждый раз подстраиваться под новые задачи: ловить, пинать, катить и кидать разные мячи.

Так что не стесняйтесь просить мячик у других детей на площадке! Предложите малышам на время поменяться или поиграть вместе – им это пойдет только на пользу.

Зачем малышу до года мячик

Казалось бы, такому крохе игры в мяч еще не актуальны, но будет большой ошибкой оставить младенца без этой важной игрушки. С первых месяцев он служит ребенку тренажером: катая малыша на большом мячике в разные стороны, мама делает ему массаж, помогает развитию и укреплению мышц и вестибулярного аппарата, стимулирует поднятие головы, перевороты и ползание.

Для деток также полезен массаж маленькими мячиками: они могут быть, например, с пупырышками. Мягким движением легонько прокатывайте мяч по ручке, ножке, спине ребенка. Таким образом прорабатывается проприоцепция – глубокая чувствительность мышц, что в целом полезно для общего развития малыша.

Когда ребенок уже держит голову и начинает проявлять интерес к игрушкам, становится актуален небольшой мячик: его сложно взять ручкой, приходится тянуться, пытаться ползти за ним. Перекатывая мяч в разные стороны, ребенок учится следить за движущимся предметом, развивает внимание, устанавливает координацию системы «глаз – рука». Все это пригодится в школе: малыш станет внимательнее, ему будет проще воспринимать информацию, не отвлекаться на уроках.

Как играть в мяч с ребенком от 1 года до 3 лет

В возрасте около года (плюс-минус несколько месяцев) дети начинают осваивать новый навык – ходьбу. Перед ними в прямом смысле открываются новые горизонты, двери и возможности. На этом этапе мяч тоже станет отличным помощником в развитии.

Для развития координации и ловкости малышу, который уверенно стоит на ногах и ходит самостоятельно, можно дать в руки мячик среднего размера. С таким предметом уже не так просто ходить. Дело в том, что, когда выключены руки, сложнее координировать ходьбу, соответственно, включаются новые отделы головного мозга, нервная система получает новую задачу.

В возрасте от года до трех можно начинать вводить самые простые игры и манипуляции с мячом: учить его кидать, ловить, перекатывать, пинать ногой. Для начала делаем все это на минимальном расстоянии, буквально передавая игрушку из рук в руки, постепенно увеличивая дальность, пробуя кидать мяч ребенку. Умение бросать и ловить вновь развивает координацию системы «глаз – рука». Как мы помним, это очень пригодится в школе: чтобы был красивый почерк, а при письме ребенок не заезжал за линии.

Учиться пинать мяч ногой – еще одна очень важная задача. Что делает малыш, пиная мячик? Он стоит на одной ноге, а другой замахивается. То есть на какое-то время он остается на одной точке опоры, а значит, включается вестибулярный аппарат, работают глубокие мышцы. Это доли секунды, но для годовалого ребенка это сложно и это полезный навык.

Родителям важно подставлять мячик и под правую ногу, и под левую, чтобы ребенок пробовал и той и другой ногой ударить. Потому что формирование как ведущей руки, так и ведущей ноги идет до 5 лет. Такая тренировка в раннем возрасте поможет малышу гармонично и симметрично развиваться, задействуя разные отделы мозга.

Игры с мячом – начиная с 3 лет

К трем годам дети уже осваивают все ключевые навыки, а значит, самое время снова усложнить задачу. Начинаем потихоньку учить ребенка не только бросать мячик, но и отбивать его от пола и подкидывать вверх.

Как это правильно сделать? Для начала ручки с мячиком вытягиваем вперед, затем раздвигаем их, вместе с ребенком смотрим, как мяч падает. Ребенок наклоняется, поднимает игрушку, и мы все повторяем сначала. После того как малыш поймет принцип действий, пробуем вместе с ним не просто раскрывать руки, а делать характерное движение вниз, чтобы получить отскок обратно.

То же самое с навыком бросания вверх: действуем постепенно. Сначала подкидываем чуть-чуть и сразу ловим, затем бросаем все выше и выше. Таким образом опять же развивается координация системы «глаз – рука», которая в принципе помогает подстраиваться под любой движущийся объект. Это важно, потому что в жизни у нас очень мало статики: либо мы сами передвигаемся, либо движутся те объекты, на которые мы смотрим, и такое взаимодействие в динамике как раз станет отличной тренировкой.

С 3 лет можно пробовать играть в так называемые «стоп-игры»: беги, беги, стой, бросай по команде. Вот один из вариантов: пока играет музыка, ребенок не бросает мячик, ждет. Как только музыка смолкает, нужно бросить мяч в корзинку (ведерко) или кольцо.

Хорошо также отрабатывать последовательность действий, давать разные сложные комбинации команд. Например, взять пару небольших мячей разного размера и дать малышу задание: один мячик бьешь рукой, другой катишь. Можно добавлять звук: на «бах!» бьешь рукой, на «бум!» пинаешь ногой. Ребенок слушает команду, делает действие. Такие игры – прекрасная тренировка для деток, у которых есть проблемы с переключением как в игровой деятельности, так и в речи: например, трудности с переменой слогов или повторением одного слога.

Во что играть с детьми от 4 лет и старше

Чем старше ребенок, тем сложнее игры. Как правило, к 4 годам дети уже умеют неплохо ловить мячик и бить или пинать его, а значит, можно вводить более сложные правила, пробовать командные взаимодействия.

Очень полезная игра для развития – «Вышибалы». Сначала учим ребенка уворачиваться (на этом этапе взрослые «выбивают» деток), затем постепенно даем детям пробовать тоже «выбивать» взрослых. Тут задействуется большое количество мышц, развивается ловкость, умение рассчитать траекторию полета и силу броска.

Еще одна отличная развивающая игра – в «Козла». Мяч бросаем в стенку, а после отскока его нужно перепрыгнуть. Казалось бы, элементарная игра из нашего детства, но многим детям выполнить этот прыжок невероятно трудно. Даже школьникам!

Хорошая тренировка и полезный навык к урокам физкультуры в школе – «чеканка» мяча поочередно разными руками. Придумывайте новые правила вместе с ребенком: два раза ударить левой, два – правой, затем один – левой, три – правой и так до бесконечности. Задача малыша быть внимательным и не сбиться со счета.

Пионербол или баскетбол по упрощенным правилам тоже хороши в этом возрасте. Пусть ребенок тренируется перекидывать мяч сверху, закидывать его в кольцо. Небольшое баскетбольное кольцо или корзину можно установить даже дома и отрабатывать броски разными видами мячиков.

Главное преимущество всех этих тренировок в том, что мяч ни у кого не ассоциируется с учебой. Это игрушка, поэтому все занятия с мячом вызывают неизменный интерес и приносят удовольствие и детям, и родителям.


сейчас в тренде
Читатели говорят