23094 прочитали
0

В России стали пить больше кофе. А как же чай?

За последние несколько лет наша традиционно чайная страна медленно, но верно вышла на новый уровень в соотношении продаж «чай-кофе». И чай больше не занимает лидирующую позицию. Но это в тоннах и рублях, а как на самом деле?

Голая статистика

Довольно странно осознавать это, но против фактов не пойдешь: согласно данным участников рынка, в 2020 году общий объем потребления кофе может составить 145 тыс. тонн, а чая – 142 тыс. тонн. При этом прибыль от кофейных продаж в рублях достигнет примерно 200 млрд, в то время как доходы от чая не превысят 150 млрд.

Отправной точкой, когда чай окончательно утратил свое лидерство, стал даже не 2020, а 2019 год. Именно тогда кофе резко обогнал его по всем фронтам.

По словам гендиректора ассоциации «Росчайкофе» Рамаза Чантурии, потребление россиянами всех возможных кофейных напитков (приготовленных из кофе в зернах, молотого и растворимого кофе, а также кофейных смесей) достигло 180 тыс. тонн, а потребление чистого чая всех сортов без учета травяных смесей составило лишь 140 тыс. тонн.

Такой перевес не случился внезапно: начиная с 2016 года общая сумма «кофейных» доходов уже превысила «чайные», хотя по объему продаж чай еще был впереди (кофе – 135 тыс. тонн и около 195 млрд. руб, чай – 160 тыс. тонн и около 160 млрд. руб).

Немножко анализа

Но все ли так просто? На самом деле не совсем.

Безусловно, россияне стали потреблять больше кофе, но при этом общее количество выпитых чашек чая все равно остается преобладающим. Это объясняется разницей в расходе двух продуктов: на одну чашку объемом 200 мл нужно в среднем всего 2 г заварки, а молотого и зернового кофе — около 7,5 г. В капсулах и того больше: около 10,6 г. Таким образом, пересчитывая весь приобретенный покупателями объем чая и кофе на отдельные чашки, мы можем увидеть, что чайных чашек все равно будет на 25% больше, чем кофейных.

При этом себестоимость одной чашки кофе приблизительно равна 5-20 рублей (5-10 – за обычный эспрессо, 15-20 – за кофе с добавками или капсульный), а стоимость средней чашки чая составляет 1,5-5 рублей. Таким образом, чай остается намного более доступным продуктом (если не брать в расчет продукцию премиум-класса).

А что если сравнить Россию с другими странами. По объемам продаж на данный момент мы входим в пятерку самых крупных мировых покупателей кофе, но если вспомнить про численность населения и поделить количество употребленного кофе на всех, то в сухом остатке получается не более 1.7 кг на человека в год. Для сравнения, в Финляндии это... 12 кг! На втором месте стоит Норвегия (около 10 кг), на третьем – Исландия (9 кг). Немцы «выпивают» около 6.5 кг в год на человека, итальянцы – 6 кг, французы – 5.5 кг. Россия, как видите, даже не вошла в топ-20 мирового потребления кофе.

Но мы стараемся!

Что дальше?

В настоящее время чай и кофе оказались примерно на равных условиях в России, считает Илья Гончаров. Спрос на кофе временно снизился из-за ситуации с карантинными мерами, повлекшей за собой закрытие кофеен. Спрос на чай (как более «домашний» напиток), напротив, возрос. К тому же, будучи более «элитным» и социальным напитком, чем чай, кофе оказывается зависим от экономической ситуации в стране – многим пострадавшим в связи с коронавирусным кризисом он становится не по карману.

Осенью будет более понятно, что нас ждет. Скорее всего для рынка чая и кофе изоляция и кризис не пройдут бесследно. Но насколько масштабными будут изменения в этой сфере продаж, сказать пока никто не берется.

Ведь чайная индустрия также не стоит на месте, отметил наш эксперт. Цены растут вместе с инфляцией, а на рынке чая наметилась заметная премиализация: покупатели все глубже погружаются в чайную культуру и все чаще выбирают дорогие сорта чая. Это не может не повлиять на годовую выручку.

А вы как думаете – сможет ли кофе в России обогнать чай по количеству выпитых чашек? Или все же наша страна утвердится в своем статусе чайной державы?


сейчас в тренде
Читатели говорят