Гудбай, «алло»! Почему зумеры молчат в трубку и можно ли считать это нормой

Вы набираете номер, слышите короткий гудок и… тишина. Сбой связи? Нет, по ту сторону явно есть кто-то живой. Только он почему-то молчит.

Итак, вы столкнулись с одним из самых ярких коммуникативных феноменов современности — ритуалом телефонного приветствия поколения Z, где место привычного «алло» заняла многозначительная пауза. Это не осознанная грубость, а выбор, за которым стоит новая концепция общения и этикета.

Фото: сгенерировано с помощью ИИ / nplod.ru

Почему они так делают?

Людям старше тридцати лет молчание в трубке кажется странным, возмутительным или нелепым, однако у зумеров есть свои причины для такого поведения.

Звонок вызывает дискомфорт

Представители поколения, выросшего со смартфоном в руке, расценивают любой звонок без предупреждения как грубость и вторжение в личное пространство. Их стандартный способ общения — асинхронный, то есть предполагающий переброску голосовыми или текстовыми сообщениями, на которые можно отвечать в любое удобное время. Или не отвечать. Звонок же вызывает тревогу, потому что для зумеров он ассоциируется с неприятными новостями, мошенниками, ботами и вообще со стрессом. Логично, что это явление встречается ими без энтузиазма.

Это удобная позиция

Молчание — это легкий способ сразу переложить ответственность за разговор на звонящего. Так зумеры испытывают меньше психологического напряжения и как бы говорят собеседнику: «Ты звонишь — ты и начинаешь диалог».

Защита от ботов и обзвонов

Значительный процент звонков, которые поступают с незнакомых номеров, — это бесполезные монологи ботов. Поскольку боты часто реагируют на голос, кажется вполне разумным промолчать, чтобы не дать им запустить алгоритм работы.

Фото: freepik.com

Нормально ли молчание с точки зрения этикета

Здесь важен контекст. Если общение происходит в паре «зумер — зумер», все отлично, собеседники полностью понимают друг друга и не считают такое поведение грубым или странным. Оба участника знают правила игры: один позвонил, другой молча подключился, первый сразу начинает говорить. Z-этикет соблюден.

С представителями старшего поколения или в формальной рабочей обстановке молчание по ту сторону трубки воспринимается как грубость или техническая ошибка: «Алло? Алло! Ты меня слышишь?» В конечном счете для людей 30+ это выглядит как пренебрежение и неуважение. Звонящий чувствует себя неловко, поскольку вынужден «пробиваться», и это с самого начала задает разговору негативный тон.

Молчание нарушает базовые ожидания от коммуникации, согласно которым звонящий рассчитывает на реакцию с другой стороны.

Чтобы избежать недопонимания с представителями старшего поколения или начальником, зумеру стоит адаптироваться под собеседника — сделать исключение из своего правила и сказать неприятное «алло». Это займет секунду, но сразу снимет напряжение и настроит разговор на позитивный лад.

Фото: tea.ru

Что об этом думают психологи

Статью комментирует
Екатерина Кочетова
Семейный психолог
Гештальттерапевт
Сексолог

Зумеры по большей части дети миллениалов. И в этом кроется корень проблемы ранимого поколения Z. Рожденные в СССР были с раннего детства брошены в бурную стремнину жизни: «Вот тебе ключ на шею, вернись до темноты, купи хлеб!» Они умеют решать проблемы на скаку и не боятся ни телефонных звонков, ни разборок со слишком шумным соседом или грубым водителем из машины в соседнем ряду. Это была суровая школа выживания, и потому для своих детей миллениалы, впадая в крайность, чаще выбирали противоположные методы воспитания — очень бережные и тепличные.

От зумеров ничего не ждали, ни к чему особо не принуждали, окружали заботой и развлекали, убирая трудности с их пути. В результате во взрослую жизнь вышло целое поколение людей, мало приспособленных к стрессовым ситуациям. Даже телефонный звонок становится для них источником тревоги.

Школьник из девяностых мог сам сходить в поликлинику за справкой и поехать в музыкалку через полгорода. Зумера и в приемную вуза мама ведет за руку. Однако один из главных критериев здоровой личности — способность адаптироваться к новым обстоятельствам и устанавливать отношения. Если человеку трудно даже отозваться на звонок, более сложные социальные задачи окажутся для него и вовсе неразрешимыми.

Фото: unsplash.com / silverkblack

Вам может быть интересно