52% детей 4–5 лет умеет выходить в интернет без помощи взрослых, а у 69% детей 6–8 лет уже есть личный смартфон — такие цифры опубликовала компания «Медиаскоп» в своем весеннем отчете. Неудивительно, что, кроме злоупотребления экранным временем, остро стоит проблема содержания детского контента. Как его фильтровать, кто должен это делать и сколько времени детям в принципе можно сидеть в телефоне?
Фото: сгенерировано с помощью ИИ / shedevrum.ai, dzen.ru/ehokino
Статью комментирует
Анастасия Глебова
Семейный психолог
Основатель Центра психологического развития детей
До скольких лет ограждать детей от цифрового контента?
Рекомендации ВОЗ по ограничению экранного времени для детей просты и понятны, но направлены в основном на предупреждение патологий зрения и осанки. С точки зрения контента и тем более его качества все намного сложнее. Ни родители, ни детские психологи попросту не способны угнаться за анализом актуальных трендов, от Тралалело Тралала до коротких видео в «Роблоксе».
Не существует универсального возраста, когда ребенок может начать играть в компьютерные игры или самостоятельно заходить на видеоплощадки без негативных последствий для психики. Общая рекомендация может звучать так: не раньше первого-второго класса, то есть после завершения адаптации к школе и появления качественных навыков чтения, письма и первичного анализа информации.
Фото: сгенерировано с помощью ИИ / shedevrum.ai
Однако на практике психологическая зрелость не всегда коррелируется с возрастом. Кто-то даже в семь лет сам выключает телефон после получаса игр, разрешенных мамой, а кто-то не может сделать это и в пятнадцать. Поэтому родитель должен четко понимать, для чего дает ребенку смартфон. И если в семь-восемь лет уважительные причины уже найти можно (например, для общения в мессенджерах со сверстниками или чтобы в целом быть с ними на одной волне), то в дошкольном возрасте их фактически нет.
Иногда планшет или телефон действительно могут стать анестезией для детей и отдыхом для родителей. В таком случае должны спасать готовые алгоритмы, когда взрослый один раз выбрал за ребенка две-три игры или канал с адекватным контентом.
Свобода или родительский контроль?
Родительский контроль не должен ограничиваться специальными программами контроля экранного времени или доступом на определенные ресурсы. К сожалению, даже детские видеоплощадки содержат огромное количество мусорного контента.
Фото: сгенерировано с помощью ИИ / shedevrum.ai
Чтобы научить ребенка отличать качественную информацию от вредной чепухи, родителям придется для начала отфильтровать ее самим. Для этого нужно погрузиться в цифровые интересы сына или дочки: познакомиться с топовыми блогерами, каналами и играми, посмотреть и поиграть в них вместе. Без этого не получится создать правильные ценности и доходчиво разъяснить, что такое хорошо и что такое плохо.
Получение доступа в цифровой мир — еще один этап на пути взросления ребенка. Доверительные отношения внутри семьи — залог того, что этот этап пройдет легче и спокойнее.
Родитель должен быть первоисточником информации почти обо всем — от того, как отключать рекламные баннеры, до объяснений, что такое цифровое мошенничество.
Как оценить влияние контента на детей?
Мобильные головоломки или развивающие каналы вроде «Чевостика» обычно не вызывают у родителей сомнений, как и откровенно бессмысленные «итальянские» мемы. Гораздо больше контента остается в серой зоне: вроде не вредно, но и не полезно, развлекает, но совсем примитивно.
Чтобы понять, как влияет на ребенка игра-стрелялка / ролики Влада А4, достаточно понаблюдать за его поведением в течение пары недель игр/просмотра и такого же отрезка времени без них. Обращайте внимание прежде всего на базу: качество и продолжительность сна, аппетит, активность, настроение. У дошколят и младших школьников защитные реакции психики еще развиты слабо. Поэтому их телесный отклик сразу выдаст тревогу, перевозбуждение, ощущение небезопасности или дискомфорта.
Источник: Leonardo Trujillo, 2024. Фото: сгенерировано с помощью ИИ / shedevrum.ai
Признаки того, что контент не вредит психике:
Ребенок может сам начать и закончить развлекательный процесс.
Ребенок обсуждает игры и ролики с родителями: рассказывает, что нового узнал, делится шутками и впечатлениями от побед или поражений.
Если игра нужна только для слива негатива и тревоги, то никакой пользы она не принесет. Скорее, задавит эмоциональный интеллект.
Игра может помочь отработать какие-то эмоции, но только если будет не единственным инструментом совладания с собой, а одним из многих.
Как избежать зависимости от телефона и что делать, если она уже есть?
Невозможность расстаться с телефоном или отойти от компьютерного стола в первую очередь сигнализирует о том, что у ребенка слишком много свободного времени и нет понимания, как качественно его провести. Поэтому и в случае предупреждения онлайн-зависимостей, и в случае их исправления задача родителей будет одинаковой: сместить фокус семейного внимания с цифровой жизни на реальную. То есть показать, что окружающий мир намного интереснее игр и скроллинга ленты.
Фото: Даша Берег / tea.ru
Начините с малого — уберите телевизор, телефоны, планшеты. Правило должно действовать для всей семьи: если ребенок не смотрит ролики за ужином, то и родители едят в тишине. Формируйте положительный пример. Это может быть сложно, особенно если папа тоже не прочь поиграть в компьютерные игры, а мама любую свободную минуту проводит в соцсетях. Зато это отличный повод найти новое семейное увлечение.
Фото: tea.ru, из архива Анастасии Глебовой.
Покажите ребенку, что развлекательную потребность можно и нужно закрывать не только в телефоне. Есть масса способов поиграть в реальной жизни. Это и настолки, и лазертаг, и боулинг, и пейнтбол, и обычные игры с друзьями во дворе.
Анастасия Глебова
Семейный психолог
Основатель Центра психологического развития детей
Если семья ведет активную жизнь, но ребенок все равно «убегает» в телефон, нужно искать, от чего он бежит. Здесь на помощь придет психолог.