Как вырастить помощника, а не потребителя: психолог о развитии самостоятельности у детей
Ему уже семь, а он не умеет завязывать шнурки. Ей уже девять, а она не хочет мыть посуду и ждет, когда папа накроет на стол. Дети XXI века растут, не зная трудностей и привыкая, что за них все делают родители. Мама собирает в школу рюкзак, подает обед и протирает грязные ботинки… Но если она вдруг «сломается» и скажет, что дитя теперь должно быть самостоятельным, то натолкнется на стену непонимания. Наша статья поможет этого не допустить.
Фото: unsplash.com
Справится сам: обязательные навыки детей от 9 месяцев до 9 лет
Первые шаги к самостоятельности обычно связаны с питанием. Уже в девять месяцев ребенок способен сам удерживать легкую маленькую кружку с водой или молоком и пить из нее, почти не обливаясь. К году он вполне может отказаться от грудного вскармливания и проявить интерес к ложке, которой захочет пользоваться сам.
С полутора лет малыш психологически и физиологически готов покинуть родительскую кровать, если он спал в ней. К двум годам желательно переместить его в отдельную комнату. Кроме того, его мозг и двигательные навыки развиты достаточно, чтобы есть с помощью ложки без участия взрослого.
После двух лет неумение и нежелание здорового ребенка есть или спать самостоятельно говорит о том, что ему, по всей вероятности, не дали возможности этому научиться.
С двух лет ребенок в состоянии контролировать походы в туалет: сообщать о своих потребностях взрослому, терпеть до горшка и даже относить его к унитазу. Он умеет снимать с себя большую часть одежды без сложных застежек и разуваться, а также может надеть трусики, носки, шорты или шапку.
Фото: freepik.com
К трем годам умение раздеваться должно быть окончательно сформировано (от верхней одежды до нижнего белья), а вместе с ним развивается и полный контроль туалетных дел, включая ночное время. В этом возрасте малыш в силах сам собирать игрушки и даже частично наводить порядок в комнате: раскладывать вещи по местам, задвигать стульчик, набрасывать плед на постель. Он также может ополоснуть за собой кружку.
В четыре года с небольшим ребенку вполне можно доверить небольшую щетку с совочком для уборки. Он способен накрывать на стол и убирать за собой весь комплект посуды после еды. А также полностью одеваться без помощи родителей (не считая пуговиц и шнурков) и застегивать молнию на одежде.
В пять лет шнурки и пуговицы тоже пора победить, к шести — научиться хорошо чистить зубы щеткой и мыть посуду губкой. Кроме того, маленький помощник уже может аккуратно очистить лоток питомца и вытереть пол влажной тряпкой.
В семь лет, то есть в первый учебный год, ребенок осваивает навык самостоятельно собирать рюкзак в школу (начиная со второй четверти) и без особой помощи со стороны родителя делать домашнее задание (с третьей четверти). Он легко перестелет постель, вынесет мусор и сходит за молоком в магазин возле дома.
Фото: freepik.com
К середине второго учебного года, ближе к девяти годам, родителям второклассников пора снять с себя обязанность контролировать выполнение домашней работы. Самостоятельный ребенок сам прочитает задание в дневнике и выполнит его, а мама может только проверить.
Быть самостоятельным — круто
Развивать в малыше самостоятельность не всегда простая задача. Маленький ребенок будет ронять посуду, проливать воду, застегивать кофту не на ту пуговицу и очень долго завязывать шнурки. Не всегда у родителя есть время дождаться решения этих задач, проще все сделать самому: одеть, накормить, вытереть лужу и даже сложить в рюкзак учебники. Однако чем чаще взрослые находят в себе терпение и доверяют дела малышу, тем выше оказывается награда.
Подросший ребенок, который приучен решать бытовые задачи, станет отличным помощником: он и дома приберет, и бутерброд сделает, и чай маме нальет.
Фото: unsplash.com
По большому счету все бытовые навыки должны быть хорошо развиты к первому классу, но чем раньше они появятся, тем лучше. Главное, чтобы процесс обучения не вредил людям и предметам. Например, не стоит доверять двухлетке мыть фарфор, зато уместно вручить пластиковую тарелку.
Семилетний крестьянский ребенок
200 лет назад
Мальчик | Девочка | |
помогал отцу с мужской работой | помогала матери в огороде и на кухне | |
ставил силки и рыбачил | мыла посуду и полы | |
ездил верхом и правил телегой | пряла и штопала | |
ухаживал за скотом | нянчилась с младшими детьми |
Что делать, если ребёнок ничего не хочет делать
С непривычки любая нагрузка покажется непосильной — и мытье посуды, и уборка кошачьего лотка, и тем более поход за хлебом. Чем старше ребенок, тем сложнее ему отказаться от иллюзии, что вещи волшебным образом сами становятся чистыми, а комната — убранной.
Скорректировать «отставание» можно единственным способом — начать делать то, что не делалось раньше.
В любом возрасте в первое время юный помощник сам будет нуждаться в активной помощи родителей: семью ждет увлекательный квест по передаче навыков от старшего поколения младшему. В норме ребенок быстро схватит суть, как вытирать пыль и завязывать шнурки, если ему дадут четкую пошаговую инструкцию.
Фото: freepik.com
Лучший способ мотивировать бунтарей и «нехочух» — подавать личный пример: сначала тарелку за собой моет папа, потом старший брат или бабушка и, наконец, сам ребенок. Еще один проверенный метод — накопление наклеек. Это стимулирует на подвиг через позитивные эмоции: получил 5–10 наклеек за выполнение дел — жди приятную награду. Детям младшего возраста (до пяти лет) для мотивации достаточно и похвалы, их радует сама возможность быть как мама или папа.