Какая посуда должна быть у ребёнка и как за ней ухаживать: чек-лист от педиатра для родителей
Как и большинство детских приспособлений, посуда для малышей должна в первую очередь упрощать жизнь родителям. Куда разумнее, например, купить пластиковую тарелку, чем несколько раз в день собирать осколки стекла с пола. Да и кружку ребенку безопаснее дать пластмассовую, чтобы не бегать за ним, подстраховывая фамильный фарфор.
И все же в этом вопросе, как и во всем остальном, стоит знать меру: не покупать лишнего и не затягивать с переходом к обычным «взрослым» тарелкам и столовым приборам. Педиатр Екатерина Волкова рассказала об основных правилах использования детской посуды.
Преимущества специальной детской посуды
- Безопасность. Плавные формы и отсутствие острых элементов защитят ребенка от случайных травм, а небьющийся материал позволит не переживать за то, что малыш уронит посуду и поранится осколками.
- Гигиеничность. У ребенка в первые годы жизни должна быть отдельная посуда. Если выбрать специальный детский комплект, будет несложно отследить, чтобы им пользовался только малыш.
- Удобство. Детская посуда легкая и неприхотливая в использовании, ее спокойно можно брать с собой, например на прогулку. Многие модели максимально эргономичны и снабжены деталями, облегчающими процесс кормления (присосками, клапанами и кармашками-непроливайками, прорезиненными ручками, нескользящим дном, индикатором температуры).
- Дизайн. Яркие цвета, любимые персонажи сказок и мультфильмов обязательно привлекут внимание ребенка. С такой посудой его будет проще усадить за стол и уговорить доесть супчик или кашу, чтобы добраться до рисунка на дне.
Плюсы и минусы различных материалов для детской посуды
Пластик – самый распространенный материал. Он легкий, ударопрочный, недорогой. Пластиковая посуда может иметь самую разную форму и цвет, выполнять любую задачу. Важно внимательно изучить этикетку – не каждую тарелку или кружку из пластика можно ставить в микроволновку и мыть в посудомоечной машине. В этом случае лучше брать посуду проверенных мировых брендов. У них есть сертификаты, которые гарантируют, что изделия при активной эксплуатации не повредятся и не будут выделять вредные вещества. Минус пластиковой посуды – неэкологичность. Старайтесь после эксплуатации ее правильно утилизировать или сдавать в пункты приема.
Силикон – безопасный материал, из которого делают многие детские принадлежности: соски, прорезыватели, игрушки, посуду. Он не бьется и почти не поддается детским зубам, не боится высоких температур и мытья в посудомойке. Качественный силикон не выделяет вредных веществ и не вступает в реакцию с пищей. Минус в том, что посуда достаточно толстостенная. Кроме того, есть риск попасть на недобросовестных производителей, которые используют вредные красители и химикаты. Важно обращать внимание на срок службы силиконовой посуды и правила ухода за ней.
Бамбук – легкий и достаточно прочный материал. Посуда из бамбука красивая и безопасная. Однако сильный удар тарелка может не выдержать и все же расколоться. Еще один важный момент – такую посуду нельзя использовать в микроволновке и лучше не мыть в посудомоечной машине, так как от долгого контакта с водой она может деформироваться.
Стекло и керамика безопасны по своему составу, но легко бьются и могут поранить ребенка. Их лучше использовать, когда дети подрастут или когда взрослый еще сам кормит малыша, у которого нет возможности дотянуться до тарелки. Обращайте внимание: на посуде не должно быть сколов и трещин. С битыми тарелками прощайтесь без сожаления и тем более не давайте детям: крошечный осколок стекла или эмали может попасть в пищевод и повредить внутренние органы.
Металл не лучший вариант для детской посуды. Он быстро нагревается и долго остывает, ребенок может обжечься. Оставьте металлические миски и чашки для походов.
Дерево – безопасный и экологичный материал, однако для детской посуды неподходящий: посудомойка и микроволновка дереву противопоказаны. Кроме того, со временем оно будет накапливать микробы, грязь и вредные вещества.
Какую посуду купить малышу: чек-лист для родителей
1. Ложка. Она понадобится уже через 4–6 месяцев для введения прикорма и для приема лекарств. Первой лучше брать силиконовую ложку. Она не слишком глубокая, гипоаллергенная и безопасная для нежных десен малыша. Впрочем, некоторые мамы предпочитают серебряную или пластиковую – это тоже вполне допустимо, если пользоваться аккуратно. Однако «заигрываться» с силиконовыми и пластиковыми ложками не стоит. Учиться есть самостоятельно ребенку лучше с металлическими приборами. Ложки могут быть специального небольшого размера, но чем больше они будут напоминать настоящие «взрослые», тем лучше.
2. Вилка. Пригодится ближе к году или к моменту, когда ребенок начнет активно учиться есть самостоятельно. Помимо своего прямого назначения, она также поможет развивать координацию движений, ловкость рук и мелкую моторику. Отдавайте предпочтение металлическим приборам со скругленными зубцами. Ими проще орудовать, их проще мыть, они долговечнее пластиковых.
3. Первая тарелка. Она появляется вслед за ложкой тогда же, когда малыш пробует первый прикорм. Начинать лучше с тарелки небольшого объема, поскольку порции вначале тоже маленькие. Позже, когда меню станет разнообразным, понадобятся еще две тарелки – глубокая под первые блюда и более плоская под вторые.
В продаже есть тарелки с прорезиненным основанием, которое защищает от скольжения по столу, а это удобно для малыша и взрослого. Вариант, когда дно тарелки крепится к столешнице с помощью присоски, не так однозначен. С одной стороны, он надежно фиксирует тарелку, делает ее устойчивой. С другой – чтобы подвинуть такую тарелку, придется приложить усилие, а от резкого движения содержимое может расплескаться по столу и полу. Однако этот вариант хорош, когда нужно дать ребенку нарезанные фрукты или ягоды, то есть что-то, что удобно есть руками.
4. Поильник-непроливайка. Это переходный этап от бутылочки к чашке, когда ребенок пробует пить жидкость, которая свободно льется (в отличие от груди или бутылки с соской, которые нужно сосать, чтобы получить содержимое). Кому-то он нужен на 2–3 месяца. Кто-то пользуется год и больше.
У поильника чаще всего две ручки, так что малышу удобно привыкать пить самостоятельно. Главное отличие поильника от кружки – у него есть крышка, благодаря которой жидкость не прольется. Крышка может быть с трубочкой, с силиконовым или пластиковым носиком, сменными насадками. Выбирать вам, а точнее – ребенку. Чаще всего приходится покупать несколько вариантов, чтобы малыш мог выбрать тот, который ему больше подходит. Помните: чем сложнее конструкция поильника, тем сложнее его качественно отмыть. Некоторые родители минуют стадию поильников, сразу переходя к обычной чашке.
5. Чашка. Ее черед придет после поильника (или вместо). Кто-то осваивает чашку уже в 8–10 месяцев, кто-то – ближе к 1,5 годам. В любом случае чашка должна соответствовать двум главным критериям – быть удобной и безопасной. У нее могут быть две ручки или одна, по объему достаточно 100–150 мл, чтобы ребенку было не тяжело и удобно ее держать. К садовскому возрасту, как правило, малыш спокойно справляется с небольшими керамическими чашками и стаканами.
Семь золотых правил ухода за детской посудой
- Мойте сразу после еды, чтобы не допустить размножения бактерий.
- Сушите вверх дном и не убирайте влажную посуду в шкаф, иначе есть риск, что остатки воды затухнут или также станут источником бактерий.
- Не вытирайте посуду полотенцем, чтобы не оставлять на ней пыль и ворсинки. Сушите естественным способом либо используйте бумажные салфетки.
- Периодически обдавайте посуду кипятком, чтобы обеззаразить.
- Используйте только безопасные сертифицированные средства для мытья или вовсе обходитесь без них – продукты первого прикорма легко смыть простой горячей водой.
- Не разрешайте другим членам семьи пользоваться посудой малыша.
- По возможности храните детскую посуду отдельно от взрослой.
Эти правила применимы как для специальной детской посуды, так и в случае, когда ребенок ест из обычных тарелок и пользуется обычными ложками. Постарайтесь их маркировать и хранить отдельно, чтобы не подвергать неокрепший организм дополнительным контактам со «взрослыми» бактериями.