Листовой или в пакетиках? Какой чай любят и пьют в России на самом деле

Сотни сортов и купажей, десятки поставщиков и производителей — ассортимент чая сегодня радует самых продвинутых в чайной культуре покупателей. Казалось бы, спрос на утесные улуны и выдержанные пуэры уже давно должен был вытеснить с полок классический черный и зеленый чай, но статистика говорит об обратном. В распоряжение редакции «ТЧК» попали два крупных исследования, и мы с удовольствием делимся с вами интересными цифрами.

Данные статьи основаны на исследовании бренда «МАЙ», проведенном среди 1200 потребителей в 27 городах 8 федеральных округов России, и отчетах Nielsen за 2015–2024 годы.

Фото: unsplash.com

Пакетик против листа: дипломатичный компромисс

Когда речь заходит о формате любимого чая, вкусы россиян разделяются примерно пополам: одни ценят удобство пакетиков, другие ни на что не променяют богатую вкусоароматику крупного листа.

Однако большинство предпочитает решать дилемму прагматично, выбирая пакетики или совмещая оба варианта в зависимости от ситуации. А вот тех, кто признает исключительно листовой чай, остается совсем немного.

Исследование ООО «МАЙ» проводилось в городах-миллионниках в формате интервью

Такой гибкий подход отражает современный ритм жизни. Пакетик — удобное решение для офиса или как компания к быстрому перекусу. Листовой чай — напиток для неспешного домашнего чаепития, когда есть время насладиться процессом заваривания и общением с близкими.

Необычный тренд наметился в продажах пакетированного чая. По данным компании Nielsen, классические пакетики еще доминируют на рынке, однако пирамидки показали в 2024 году стремительный рост продаж. Спрос на необычный и более дорогой формат вырос на 9%.

Можно предположить, что интерес покупателей связан с визуальной составляющей: в пирамидку производитель может класть крупный лист и не измельчать дополнительные ингредиенты. Это удорожает производство, но позволяет наблюдать за процессом заваривания, что важно для поклонников листового чая.

От чёрного к травяному: как меняется содержимое чашки

Любовь россиян к черному чаю остается непоколебимой: его пьют ежедневно почти вдвое чаще зеленого. Но вот парадокс: продажи классического черного чая постепенно снижаются, а травяных и фруктовых миксов (в том числе на основе черного чая) — набирают обороты. Данные опросов компании «МАЙ» подтверждает и статистика продаж Nielsen за последние 9 лет.

Nielsen собирает данные о результатах продаж продукта и сравнивает их с показателями аналогичных периодов прошлых лет

Популярность тизанов можно объяснить растущим интересом к здоровому образу жизни. В травяных напитках нет кофеина, при этом они дают энергию, помогают сконцентрироваться и решают ряд других задач. Так, согласно опросу компании «МАЙ», ромашку пьют, чтобы расслабиться, шиповник — для поддержки организма в период сезонных болезней, мяту — от головной боли.

В мире классических чайных добавок безусловным фаворитом остается традиционный бергамот, создающий вкус и аромат «Эрл Грея». За ним следуют фруктово-ягодные добавки, а замыкают рейтинг добавки с цветочными нотами.

Каждый третий респондент, опрошенный компанией «МАЙ», пьет чай с бергамотом

Чайная география: доверяем Индии, но любим Англию

Индия и Цейлон, по мнению потребителей, производят самый качественный чай. Китай, родина чая, в рейтинге поставщиков только на третьем месте.

Интересно, что когда опрошенным задали вопрос о марках чая, то 51% процент респондентов признались, что доверяют качеству английских брендов, хотя, как мы знаем, в этой стране чай не растет.

Эксперты считают, что дело тут в культуре чаепития и отношении к напитку, которые зародились в Англии в первой половине XVII века: чай был предметом роскоши, и его могли себе позволить только аристократы. Доступным он стал спустя два столетия, после того как наладился торговый путь из Индии, бывшей в то время одной из британских колоний. Англичане стали создателями не только чайного этикета, но и нового способа приготовления напитка — купажирования (когда перед завариванием в определенных пропорциях смешиваются разные сорта и виды чая).

Фото: tea.ru

Сахар — да, молоко — нет: что любят добавлять в чай

Британцы не представляют чаепития без молока, китайцы — без проливов, а у россиян сформировался собственный подход. Более половины любителей черного чая добавляют в него сахар, причем неважно, листовой он или пакетированный. Эта традиция уходит корнями в русскую культуру гостеприимства, где сладкий чай был символом достатка и радушия.

В зеленый и травяной чай сахар почти никто не добавляет, предпочитая их естественный вкус. Это кажется логичным: подсластители (как и крутой кипяток) искажают тонкую вкусоароматику тизанов и премиальных зеленых сортов.

А вот молоко, даже в паре к черному чаю, популярным не стало. Чаще всего поклонники напитка в России пьют все виды чая в чистом виде — от 79% для черных сортов и до 92% для зеленых. Лишь единицы иногда добавляют молоко в черный чай (листовой и пакетированный). Английская мода так и не прижилась на российской почве, несмотря на хорошую репутацию чайных брендов с британским позиционированием.

Удовольствие и уют — главные причины выпить чашку чая

Для россиян чаепитие не просто способ утолить жажду: в нем переплетаются эмоциональные, социальные и практические аспекты.

В чаепитии многие видят способ достижения баланса — своеобразную медитацию, доступную каждому. При этом чай не теряет и практической ценности. Он надежный помощник, когда нужно проснуться утром или когда хочется чем-то запить еду. Интересно, что в бодрящую силу черного чая россияне верят больше, чем в успокаивающее действие зеленого.

Фото: tea.ru

Вам может быть интересно