«Майнкрафт» вместо домашней работы: игры, которые вернут ребёнку интерес к школе
«Не хочу делать уроки, не хочу ходить в школу» и еще много других «не хочу» ежедневно слышит каждый родитель. При этом чем младше ребенок, тем сложнее объяснить ему, почему надо. Основатель международной школы игропрактики Анастасия Решетникова поделилась приемами геймификации учебного процесса, которые помогут детям полюбить школу, а заодно правильно реагировать на буллинг одноклассников.
Фото: freepik.com
Игра-бродилка с фиксацией прогресса и конкуренцией
Интерес появляется там, где есть азарт. У детей семи-восьми лет зажечь его можно с помощью плакатов или таблиц успеха. Возьмите большой лист картона и напишите на нем основные задачи: сделать уроки, прочитать две страницы книги, собрать рюкзак на завтра и т. д. Напротив каждой задачи квадратиками нарисуйте дни (на неделю или месяц вперед) и заполняйте их яркими наклейками по мере выполнения. Пусть перед началом ребенок загадает желание, например новую игрушку или поход в аквапарк, а родители исполнят его после того, как на всех квадратах появятся наклейки.
Фото: pixabay.com
Еще интереснее — превратить плакат в настоящую игру-бродилку с возможностью движения вперед и назад в зависимости от качества выполненных заданий. За основу можно взять любимую настольную игру в вашей семье.
Когда в семье двое и больше детей, отлично работает соревновательный момент. Нарисуйте общую таблицу с личным рейтингом каждого ребенка. Борьба за лидерство всегда азартна и научит детей выбирать наиболее эффективные стратегии.
Для ребенка постарше выполнение домашних заданий можно превратить в прохождение его любимой игры, например «Майнкрафта». Адаптируйте школьные задачи под ее сюжет и стратегию.
Фото: pexels.com
Учим таблицу умножения и неправильные глаголы с помощью «Уно»
Выберите предмет, который нужно подтянуть, и задачу, которую будете решать в первую очередь. Например, выучить таблицу умножения или запомнить неправильные английские глаголы.
Адаптируйте эту задачу под любую игру, с которой ребенок хорошо знаком. Для запоминания хорошо работают игры с карточками вроде «Уно». В ней игрок может скинуть карту, только если она совпадает по цвету или цифре с самой верхней в колоде. Чтобы ребенок быстрее запомнил таблицу умножения, измените правила: теперь сброс будет засчитываться, только если цифра делится на четыре или пять. Подставляйте любое значение, чтобы выучить определенный столбец.
Фото: freepik.com
Запоминать скучные правила поможет игра «Мемо». Можно взять готовую колоду карточек и наклеить на них распечатанные «жи-ши», личные окончания глаголов и удвоенную «н». Игрок забирает себе две одинаковые карточки только в том случае, если знает теорию.
Для повторения прочитанного параграфа поиграйте в слова: один игрок называет термин (например, «осадки»), второй — слово, начинающееся на последнюю букву, но только по теме урока («иней»). Играть лучше всей семьей: так веселее. А видя вовлеченность родителей, ребенок больше мотивируется на учебу.
Игра в слова отлично помогает и самим родителям. Уставшая мама, измученная чувством вины за то, что уделяет детям мало внимания, может предложить им придумать для нее позитивные характеристики на каждую букву алфавита. Какая мама? А — артистичная, Б — бесценная и так далее. Для детей — веселье и тренировка, для мамы — поддержка и хорошее настроение.
Фото: pexels.com
Театр для налаживания отношений с одноклассниками
Если ребенок не хочет ходить в школу из-за плохих отношений со сверстниками и учителями, то нужно направить игру на развитие навыка общения. Лучший вариант — постановка сценок из школьной жизни, когда можно примерить на себя роль задиры-одноклассника, строгого учителя, мальчика или девочки, с которыми хочется дружить.
Задача игры — научить ребенка реагировать на разные ситуации. Если его обижают в школе, попросите перечислить самые обидные выражения и попробуйте вместе их отработать. Буллинг, травля — это прежде всего манипуляция: агрессор унижает человека в глазах общества и за счет этого поднимается сам. Чтобы противостоять обидчику, нужно уметь одной фразой вставать с ним в равные позиции. Ответ должен быть нестандартным, обескураживающим, желательно с юмором или самоиронией.
Фото: pexels.com
Например, ребенка обвиняют в том, что он толстый. Тогда он может ответить так: «Я готовлюсь попасть в Книгу рекордов Гиннесса, не завидуй!» Или: «У тебя не модные вещи». — «Это главный тренд в Японии (Австралии, Норвегии — где угодно), там все так ходят».
Часто дети не могут четко обозначить, что им не нравится в школе. Тогда подойдет игра с карточками, на каждой из которых написана эмоция. Получая ее, ребенок должен рассказать о том, как и когда испытывает эту эмоцию: как себя ведет, что чувствует, что хочет сделать. Это поможет ему распознавать свои чувства и научиться рассуждать, а родителям — выяснить возможную причину его поведения и как-то на нее повлиять.
Фото: freepik.com
Как оценить результат игры
В игропрактике слова «игра» и «геймификация» («игрофикация») несут разный смысл. Игра помогает решить конкретную задачу, но ее результат нельзя оценить количественно. Игрофикация — это процесс, у которого есть измеряемый показатель.
Навык противостояния обидам можно оценить лишь субъективно, в то время как у вовлечения в учебу есть KPI, ключевые эффективные показатели — отметки по предметам. Это и будет игрофикация.
Фото: freepik.com
Почему родителям не стоит сильно вмешиваться в учебный процесс
Главная задача и миссия любого родителя — любить свое чадо, независимо от его успехов и возможностей. Нужно помочь ребенку развить интерес к знаниям, научить его усваивать информацию и применять ее на практике, общаться с социумом и отстаивать личные границы. Но не стоит брать на себя чужие роли. Мама и папа должны оставаться мамой и папой, а учителя — учителями. Когда родители излишне вмешиваются в учебный процесс и принимают активное участие в домашней работе, их роль меняется.Поэтому может возникать непонимание со стороны ребенка, конфликты, агрессия, отвращение к учебе и школе. Помните об этом, когда делаете за детей уроки, и позвольте им самим нести ответственность за процесс.