От парового монстра до эталонного вкуса: как рождалась эспрессо-машина

За каждым великим изобретением стоит гений. Автомобиль изобрел Бенц, телефон — Белл, а над эспрессо-машиной поработали сразу пять творцов.

Анджело Мориондо и его паровая машина

История эспрессо началась в итальянском городе Турине, на заре промышленной революции. Однажды предприниматель Анджело Мориондо задумался, как можно автоматизировать и ускорить обслуживание клиентов, которые приходили в его бар за кофе. В 1884 году он подал заявку на патент хитроумного устройства с громоздким названием «Новая паровая машина для экономичного и быстрого приготовления кофейного напитка по методу А. Мориондо». Само устройство тоже оказалось довольно громоздким: больше метра в высоту и около 50 см в ширину, оно походило на бойлер в поезде дальнего следования.

Фото: picryl.com / chatgpt.com

Как и многие изобретения той эпохи, машина работала на пару: он был необходим, чтобы предварительно нагреть воду и после этого пропустить ее под давлением через кофейную таблетку. Увы, до настоящего эспрессо было еще бесконечно далеко: при слабом давлении около 1,5 бара в чашку попадал скорее фильтр-кофе, нежели настоящий концентрированный эспрессо, каким мы знаем его сегодня. Да и по времени машина не слишком выигрывала: на приготовление порции кофе у нее уходило около пяти минут.

Фото: lanuovaprovincia.it

Из-за того, что устройство получилось большим, дорогим и не особенно удобным, оно так и осталось скорее прототипом, нежели образцом, но начало было положено.

Луиджи Беццера и его 50-литровый шедевр

Следующий ключевой герой этой истории — миланский инженер Луиджи Беццера. Он не стал изобретать машину с нуля, а просто взял идею Мориондо и усовершенствовал ее. В 1902 году Беццера получил патент на свою модель, которая оказалась чуть менее громоздкой и значительно более быстрой: теперь процесс приготовления занимал не дольше минуты. У нее было сразу два крана, и она могла одновременно готовить две порции напитка. Что вполне логично, ведь целью Луиджи было быстрое обслуживание фабричных рабочих, которые во время перерыва очень рассчитывали на чашечку кофе.

Название «эспрессо» с итальянского дословно переводится как «выжатый», но по звучанию напоминает «быстрый».

Фото: malaysiabarista.com / chatgpt.com

Постепенно ему удалось создать несколько моделей: объем самой маленькой — 20 литров, а самой большой — 50 литров. Однако его машины все еще были далеки от совершенства: грели неравномерно и порой «плевались» кипятком.

11-литровую машину Беццеры в оригинальном исполнении можно купить и сегодня — в золотом, черном или стальном цвете. Цена метрового раритета — более миллиона рублей.

Фото: bezzera.it

Дезидерио Павони и горизонтальный бойлер

Беццера был изобретателем, а не бизнесменом, поэтому уже в 1903 году согласился продать свой патент предприимчивому дельцу Дезидерио Павони. Выкупив идею, Павони немного доработал ее, добавив машине клапаны сброса давления и пара (больше никаких выплесков горячей воды!). А в 1905 году он запустил серийное производство машины, подарив ей красивое имя Ideale. Чуть позже, в 1948 году, Павони получил еще один патент — на первую в мире машину с горизонтальным, а не вертикальным бойлером.

Фото: lapavoni.com / chatgpt.com

Павони оказался отличным маркетологом. Он успешно продвинул как сам напиток, так и свое изобретение: машины Ideale стали символом прогресса и украшением лучших заведений Италии. И все-таки, несмотря на название, идеальными они не были: давление пара доходило только до 2 бар, а этого недостаточно для извлечения по-настоящему богатого вкуса.

Компания la Pavoni существует и сегодня, занимая свою нишу среди производителей современных кофемашин. Точно так же, как и Bezzera. Отзывы на их продукцию весьма неплохие.

Акилле Гаджиа и рожковая кофеварка

Прошло еще тридцать три года, прежде чем эспрессо приобрел тот безупречный вид и вкус, которые радуют нас сегодня. Спасибо можно сказать Джованни Акилле Гаджиа: он представил миру принципиально новую эспрессо-машину, которая фактически явилась прототипом рожковой кофеварки.

Фото: gaggia-na.com / chatgpt.com

В устройстве Гаджиа все было сделано иначе: с помощью ручного рычага бариста приводил в действие пружинный поршень, который создавал мощное давление до 8–10 бар. Машина получила имя Lampo и была запатентована в 1938 году.

Фото: gaggia-na.com

Новый метод позволил получить не только превосходный вкус, но и красивую крема — золотистую пенку, считающуюся визитной карточкой качественного эспрессо.

Эрнесто Валенте и стабильные 9 бар

Поршневые машины были прорывом, но требовали от бариста немалой физической силы. Следующий шаг к удобству и качеству совершил Эрнесто Валенте, основатель компании Faema. В 1961 году он представил модель Faema E61, и эта машина на долгие годы стала иконой кофейного мира.

Что придумал Валенте? Он заменил ручной рычаг на электрическую помпу, которая создавала постоянное давление в 9 бар, оптимально подходящее для «выжимания» кофе. Это значительно упростило работу бариста и изменило вкус эспрессо в лучшую сторону.

Фото: faema.com / chatgpt.com

По большому счету именно Валенте стандартизировал процесс приготовления эспрессо и сделал его доступным для тысяч кафе по всему миру. А Faema E61 стала прародительницей всех современных эспрессо-машин.

Вам может быть интересно