От сибирской степи до московского клуба: пять этнических фестивалей лета-2025 в России
Забытые мелодии находят голос в современных аранжировках, варганы и гусли уживаются с пультом диджея. Этническая музыка в России переживает второе рождение. А лето 2025 года обещает музыкальную географию на любой вкус — от степных просторов с международным размахом до камерных столичных вечеринок.
«МИР Сибири»: международная сцена среди курганов
Фото: vk.com/mirsibiri
Поселок Шушенское летом превращается в место паломничества ценителей этнической музыки со всего мира. Здесь, где Енисей встречается с Шушью, с 2003 года звучат голоса пяти континентов. География участников впечатляет: на сцене фестиваля выступали музыканты из Монголии, Индии, Перу, скандинавских стран. В 2025-м ожидаются гости из Франции, Сербии и Китая.
В этом году французская певица Морган Джи в третий раз привезет креольские ритмы. Теперь ее банджо зазвучит в компании Красноярского филармонического оркестра. Представьте: креольские мотивы в обрамлении русских струнных под сибирским небом.
Из Китая прибудет группа Mysterain — представители китайского фолк-метала с женским вокалом. Балканскую традицию представит трио Resavac, лидер которого, Дуле Ресавак, владеет восьмьюдесятью музыкальными инструментами. А российскую программу возглавят лауреаты этномузыкальной премии «МИРА» 2024 года — самарское трио Taraxacum, известное современными аранжировками поволжского фольклора.
Фото: redomm.ru
Эвенкийские и таймырские чумы, хакасские, бурятские и тувинские юрты создают живой музей под открытым небом. На обрядовой площадке посетители могут поучаствовать в шаманских ритуалах и народных играх. В «Городе мастеров» — вырезать варган, сплести оберег или научиться играть на калюке. А на ярмарке — приобрести хакасские бубны, северные унты, невьянские валенки или авторскую глиняную посуду.
«Истокъ»: путешествие к славянским корням
На подмосковном Василёвом поле время течет по особым законам. Здесь XXI век не отменяет традиции, а дополняет их электрогитарами и современными ритмами. «ОгнеДар», «Рунарок», «Велесов Ключ» — названия групп говорят о поиске славянских корней.
Но музыка здесь только часть событий. На фестивале парятся в традиционной русской бане, пьют травяные настои, водят хороводы. Никто не стесняется, потому что тут действуют законы общинного праздника: важно не как вы танцуете, а то, что вы являетесь частью круга.
Фото: vk.com/istoketnofest
Народные игры превращают взрослых в детей, а дети чувствуют себя наследниками традиций. А еще на ярмарке мастеров можно приобрести изделия ручной работы, созданные по древним технологиям.
«Былинный Берег»: история Древней Руси и её соседей
Тысячи человек приезжают на «Былинный Берег», чтобы очутиться в эпохе, когда формировалась Древняя Русь. В этом году организаторы анонсировали более 90 групп — от нежного фолка до тяжелого метала.
Radio Tapok берет мировые хиты и переодевает их в средневековые доспехи. «Мельница» плетет музыкальные сказки, в которых слышны отголоски древних баллад. Нейромонах Феофан соединяет церковные песнопения с электроникой. «Отава Ё» превращает народные инструменты в рок-оркестр, «Калинов Мост» строит звуковые мосты между прошлым и настоящим. Фолк-метал-команды «Сколот», «Сварга», Butterfly Temple создают саундтреки для эпических сражений, которые разыгрываются здесь же, на берегу.
Фото: vk.com/bylinniy_bereg
По Волге скользят ладьи — копии тех, на которых наши предки ходили «из варяг в греки». Ночевка в палатках поддерживает атмосферу походной жизни: засыпаете под треск костров и разговоры о том, какой была жизнь сотни лет назад.
«ВОТЭТНО!»: мантры среди гор Алтая
В прошлом году «ВОТЭТНО!» получил Гран-при Международной премии в номинации «Национальное событие», что подтверждает его значимость на культурной карте России. За 15 лет существования фестиваля здесь сформировалось сообщество единомышленников, для которых он стал ежегодной точкой встречи.
Организаторы только начинают раскрывать имена участников. Например, проект Ammonites исследует звуковые мосты между Тибетом и Алтаем. Тибетские мантры и горловое пение алтайцев рождались в схожих горных пейзажах, и теперь музыканты ищут их общие корни. Feralovers экспериментируют со всем подряд: этномотивы встречаются с роком, импровизация — с четкими ритмами. Музыка в горах звучит по-особому: эхо подхватывает мелодии и уносит их к вершинам.
Фото: vk.com/whatetno
Гости учатся плести из бисера, осваивают горловое пение, а самые смелые пробуют гвоздестояние. Размещение в глэмпингах и панорамных иглу позволяет жить на природе, не отказываясь от комфорта. Просыпаетесь от пения птиц, засыпаете под звездным небом, которое в горах кажется особенно близким.
«Сумятица»: фолк уходит в андеграунд
Электрофолк — относительно молодое направление, где архаичные мотивы переплетаются с современным электронным звучанием. «Сумятица» стала первой специализированной площадкой для этого жанра в России, предоставляя артистам возможность экспериментировать и находить новые формы выражения. В этом году фестиваль пройдет в клубе «Мунк» у метро «Курская» — камерном пространстве, где зрители находятся в непосредственной близости от исполнителей.
Организаторы уже анонсировали семейный дуэт «Сокол»: Степан и Валентина Нестеровы возрождают старинные русские песни в современных аранжировках. Исполнительница Spelaя создает арт-поп о жизни в современной России, используя все, что попадается под руку. Костюмы из детских игрушек или декорации из упаковок от продуктов — получается сюрреалистический театр одного актера. Это музыка для тех, кто не боится смеяться над серьезным.
Фото: vk.com/sumyatitsa.fest