Почему у гранёного стакана именно 16 граней и когда на нём появился ободок
Плотное стекло, шестнадцать граней, ободок — классическая форма советского граненого стакана. Когда-то он вышел из моды (но не из обихода), но потом феерично ворвался в тренды и даже стал предметом, за которым охотятся поклонники антиквариата. Выяснили, кто подогревает интерес к граненому стакану и в каких случаях он по-прежнему незаменим.
Живописная история гранёного стакана
Многие думают, что граненый стакан изобрела знаменитая художница Вера Мухина. Та самая, которая создала проект монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница». Однако гранить стекло люди научились намного раньше.
Гранёные стаканы на полотнах Веласкеса, Ван Гога и Сезанна
В 1618 году испанский живописец Диего Веласкес написал «Завтрак», и на полотне виден стакан с гранями. Правда, не с вертикальными, а с косыми. Картина дает подсказку, что четыре сотни лет назад огранка стаканов уже существовала, и такая посуда была доступна даже людям не самого большого достатка (что видно по героям картины).
Из собрания Государственного Эрмитажа / collections.hermitage.ru
Более поздние «упоминания» граненых стаканов есть на полотнах французов XVIII века: они встречаются на полотнах Сезанна и Ван Гога.
Музей Ван Гога в Амстердаме / vangoghmuseum.nl
Филадельфийский музей искусства / philamuseum.org
Массовое производство гранёных стаканов при Петре Первом
Что касается русских земель, самые далекие по времени отсылки можно найти в неподтвержденной, но популярной истории о стеклодуве Ефиме Смолине, который якобы и утвердил массовое производство граненых стаканов в эпоху Петра Первого. Возможно, так оно и было. Подтверждением служат многочисленные образцы, сохранившиеся в музеях и антикварных магазинах. Ко времени Октябрьской революции граненые стаканы и вовсе стали повсеместным явлением. К тому моменту уже было хорошо известно, что грани придают им особую прочность, да и держать в руке такой стакан удобнее.
Гранёные стаканы без ободка на картинах Петрова-Водкина
В XIX веке произошел важный технический прорыв в создании стеклянной посуды: американцы научились делать грани новым, более дешевым и простым способом — с помощью специального станка-пресса, непосредственно во время плавления. Спустя несколько десятилетий, к началу XX века, это оборудование добралось и до России, где его тут же приспособили для изготовления стаканов. Но те стаканы все еще были далеки от известного нам сегодня канона, поскольку у них не было ободка, а сами они не расширялись кверху.
Из собрания Государственной Третьяковской галереи / my.tretyakov.ru
Шестнадцать граней советской эпохи и Вера Мухина
Но вернемся к Вере Мухиной и «тому самому» стакану.
В сентябре 1943 года легендарный граненый стакан впервые сошел с ленты конвейера на фабрике в Гусь-Хрустальном и после этого на долгие годы стал спутником всех советских застолий. Из него пили чай, кофе, компот и более «взрослые» напитки. Без него не обходился ни один общепит, начиная от школьной столовой и заканчивая вагоном-рестораном.
В вагонах стаканы вообще были незаменимы: ударопрочные и недорогие, они путешествовали от Москвы до Владивостока, нежно постукивая своими гранями о стенки столь же неизменных металлических подстаканников.
Фото: tea.ru
Хотя время появления знаменитого советского стакана очень близко к нашим дням, здесь тоже не всегда можно отделить мифы от фактов. Самый большой вопрос касается как раз Веры Мухиной: правда ли, что именно она создала дизайн-проект шестнадцатигранного канона? Достоверных документальных подтверждений нам найти не удалось, есть только упоминания, что Вера работала и со стеклом, и с фарфором. Но, возможно, она действительно добавила стакану тонкий гладкий ободок, который стал завершающим штрихом в его внешнем виде.
shutterstock.com / Collection Maykova, EvrenKalinbacak
Классический граненый стакан долгое время считали гениальным изобретением, в котором продумана каждая часть: удобная для руки высота и ширина, приятный для губ гладкий край и шестнадцать граней, которые должны были напоминать о шестнадцати республиках СССР, но главным образом служили ребрами жесткости. Ободок в верхней части помогал точно отмерять объем жидкости: до него — 200 мл, а если набрать стакан доверху — 250 мл. В народе этот ободок нередко называли «маруськиным пояском».
Фото: unsplash.com / asysin, shnipelson
От столовой до IKEA: где сегодня встречаются гранёные стаканы
После развала СССР стаканы никуда не исчезли: их продолжали и продолжают делать на стекольных заводах, в том числе и в Гусь-Хрустальном (сегодня он известен как Опытный стекольный завод).
Преимущества у них все те же:
- универсальность (подходят для любых напитков);
- прочность (реже разбиваются при падении);
- доступная цена (в среднем около 100 р. за штуку);
- удобство (все так же можно четко отмерять 200 и 250 мл).
Кулинарная традиция измерять продукты стаканами закрепилась именно благодаря граненому стакану. До «пояска» в нем помещается ровно 200 г сахара, 160 г муки, 200 г молока.
Благодаря этим качествам граненые стаканы с ободком остаются неизменным атрибутом многих столовых. В домашних условиях они не выдержали конкуренции и уступили место более разнообразным по стилю современным стаканам.
Наиболее выдающиеся конкурентные способности обнаружились у стаканов Pokal от шведского бренда IKEA: они оказались столь же прочными и удобными, но более современными по стилю. Спрос на них упал после ухода бренда с российского рынка, но Pokal все равно можно купить на маркетплейсах. А рядом с ними найдется еще несколько десятков вариантов граненых стаканов нового тысячелетия — узких и широких, низких и высоких, прозрачных и цветных.
Фото: tea.ru, unsplash.com / gbltrn
Искать же самые необычные стоит в антикварных лавках и на сайтах типа «Авито»: можно натолкнуться на раритеты прошлого и позапрошлого веков или, наоборот, на самые новые шестигранники из «Вкусно — и точка» (они тоже успели стать редким товаром).
Фото: vkusnoitochka.ru