Почему за работой Толстой пил чай, а не кофе, хотя мог себе позволить и то и другое

«Просыпался в 6 часов, перебудил всех; но от лени не встал и проспал до 9» — цитаты из дневников Льва Николаевича давно разошлись на мемы. При этом существует одна важная деталь: после всех приступов лени и прокрастинации или даже во время них писатель обязательно пил чай.

Изучили дневники Толстого и воспоминания его современников, чтобы рассказать вам, как проходили чаепития в Ясной Поляне и почему на них почти никогда не было скучно.

Фото: russian7.ru

Сколько чая пил Толстой и почему разлюбил кофе

Толстой писал: «Чай высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине души моей». И подчеркивал, что должен пить много чая, поскольку без него не может работать. Работал он немало, а потому пил до 25 стаканов в день. Граф мог себе позволить и дорогую фарфоровую посуду, но предпочитал обходиться простой «граненкой» с подстаканником.

Фото: russiainphoto.ru

«Кофейный» период в жизни Льва Николаевича тоже был. На протяжении долгого времени он начинал день с маленькой чашечки кофе, выпивая его не спеша и протяжно вздыхая после каждого глотка. Дальше в дело все равно шел чай: Толстой брал стакан и уходил в кабинет до самого обеда. Позже писатель решил, что кофе дает иллюзорную энергию, и совсем отказался от напитка: «Пишешь, пишешь быстро и много, как Бальзак, а все без толку».

Фото: cameralabs.org

Как Толстой на чай заработал

Сподвижник Толстого Иван Федорович Наживин в своих воспоминаниях описывал забавный случай из жизни писателя. Однажды Лев Николаевич во время прогулки забрел на вокзал, где уже готовился к отправлению поезд. Тут из окна одного из вагонов выглянула дама и, увидев седого старичка с бородой, попросила его сходить в туалетную комнату за забытой сумочкой. Толстой не смутился и выполнил просьбу, за что дама по-барски дала ему пять копеек «на чай».

Соседи по вагону тут же просветили невежу, что старичок — сам граф Толстой. Дама выбежала из поезда с извинениями — мол, извините, граф, не узнала — и попросила вернуть пятачок. На что Лев Николаевич весело ответил: «Заработал!» — и оставил монетку себе. Правда, на чай пятачка бы ему точно не хватило: сухую заварку писатель покупал по 2,5 рубля за фунт.

Фото: cameralabs.org

Самовар Толстого и спиртовка Софьи Андреевны

Самовары писателя разошлись по множеству музеев. Один из самых ценных экспонатов хранится в Государственном музее Л. Н. Толстого в Москве. Это подарок от официантов петербургского театра-сада «Фарс» на восьмидесятилетие Льва Николаевича. На самоваре красуется 66 подписей дарителей и надпись: «Дорогому Л. Н. Толстому, великому учителю всего человечества. Скромные ученики и последователи». В открытке официанты благодарили писателя за то, что тот помог им «из человеков стать людьми».

Тот самый самовар, доставшийся Толстому в подарок от официантов / vk.com/tolstoymuseum

Разумеется, для 25 стаканов в день одного самовара недостаточно. Софье Андреевне, жене писателя, было неудобно лишний раз гонять слуг для растопки, поэтому в будни она предпочитала греть чай для мужа сама, на спиртовой горелке. Толстой при этом шутя приговаривал, что супруге стоило выйти замуж за Робинзона, который доил диких коз.

«Вечерний чай разливала я в большой гостиной, и опять все домашние собирались к столу. Это торжественное заседание при зерцале самовара и раздача стаканов и чашек долгое время смущали меня. Мне все казалось, что я недостойна еще этой чести, слишком молода и легкомысленна, чтобы повертывать кран такого большого самовара, чтобы ставить стакан на поднос Никите и приговаривать: «Петру Ивановичу, Марье Миничне», спрашивать: «сладко ли?» и оставлять куски сахара няне и заслуженным людям».

Лев Толстой «Семейное счастье», 1859 г.

Чаепития у Толстых: 800 довольных детей и один испуганный Чехов

За обеденным самоваром у Толстых часто собирались шумные компании. В них находилось место и представителям богемы, и друзьям детей, и последователям писателя из народа. К чаю обязательно подавали варенье и сладкий пирог по рецепту московского врача Анке.

Фото: russiainphoto.ru

Самое масштабное чаепитие в Ясной Поляне случилось в 1907 году. Льву Николаевичу написали молодые тульские педагоги с просьбой принять в усадьбе их учеников — детей рабочих. Писатель согласился, и 26 июня к семье Толстых приехало без малого 800 ребятишек. Целый день дети играли и угощались пряниками с фруктами, но больше всего им запомнился чай, бывший в те времена настоящей роскошью для простых людей. Со слов Софьи Андреевны в тот день выпили не меньше 60 ведер напитка.

Фото сделано Софьей Андреевной Толстой 26 июня 1907 года / nkj.ru 

Наверняка дети робели перед поездкой, но творческая интеллигенция боялась легенды русской литературы еще больше. Иван Бунин вспоминал, что приглашенный в Ясную Поляну Чехов два часа выбирал в лавке брюки, трясясь от страха и волнения. Впрочем, судя по памятному фото с Толстым, правильные брюки Антон Павлович все-таки нашел.

Фото: pastvu.com

Вам может быть интересно