Родителям ребёнка с СДВГ: как помочь ему с учёбой и какая школа лучше подойдёт
Если СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — не ваша личная догадка, а официальный диагноз ребенка, его учеба, скорее всего, станет серьезным испытанием для всей семьи. Важно как следует обдумать стратегию обучения и в том числе не прогадать с выбором школы. Рассказываем о плюсах и минусах разных вариантов.
Фото: pexels.com
Чем хороша обычная школа
Главный плюс традиционной школы в том, что она не подстраивается под ребенка, а помещает его в конкретную среду, где человек с СДВГ совершенно точно испытает фрустрацию (несоответствие желаний имеющимся возможностям и связанные с этим переживания). На первый взгляд может показаться, что это плохо, но по факту все наоборот: фрустрация плюс адаптация равно трансформация. Именно обычная школа дает ребенку с СДВГ возможность встроиться в социум и научиться играть по его правилам. При достаточном количестве внимания и заботы со стороны родителей школьник сможет адаптироваться к условиям, в которых ему предстоит прожить всю жизнь.
Школа даст определенную закалку, ведь мир в целом никак не заточен под нужды людей с СДВГ.
Фото: pexels.com
В чём плюсы частного образования
Очевидный и первый плюс частной школы — малочисленные классы. В условиях, когда детей мало, педагогу намного легче найти подход к «трудному» ребенку. Например, учитель может обратить внимание школьника на что-то важное не только словом (или, скорее, окриком), но еще и прикосновением, подойдя к нему или найдя для него место поближе к своему.
Классы в частных школах в среднем рассчитаны на количество от восьми до пятнадцати детей. В то время как в обычной средней школе число учеников в классе может доходить до тридцати, а то и сорока с лишним человек.
Фото: pexels.com
На что следует обратить внимание, выбирая школу
Темперамент ребёнка и сопутствующие особенности психики
Детям с повышенной тревожностью, неврозами, страхами и тиками обучение в традиционной средней школе строго не рекомендовано. Если есть возможность оградить их от такого испытания, то лучше это сделать. Обычная школа не поможет таким ребятам адаптироваться, а только станет триггером, повышающим тревожность. Все неврозы будут лишь усиливаться и нарастать.
Фото: pexels.com
Важно учесть тип нервной системы ребенка. Холерик всегда очень резкий и легко возбудимый, такой тип как раз склонен к развитию неврозов. Сангвиникам повезло больше: они объективно спокойнее и устойчивее, поэтому могут выдержать ритм школьной жизни даже в большом классе.
Эмоционально устойчивого сангвиника, который быстро приспосабливается к новым условиям, можно спокойно отвести в обычную районную школу. Ему будет даже интересно справляться с трудностями. Всегда возбужденного холерика лучше поберечь и отдать в частный класс.
Фото: pexels.com
Возраст ребёнка
Тип темперамента не будет иметь никакого значения, если ребенок пойдет в школу до семи лет. С диагнозом СДВГ обычное учебное заведение ему абсолютно противопоказано. Даже если до семи осталась пара месяцев, не стоит отдавать малыша в общеобразовательную школу: психически он не готов и не справится со стандартной жесткой нагрузкой. Оптимально дождаться возраста ближе к восьми годам.
Мотивация к учёбе
Хорошо если ребенок сам хочет идти в школу. Но не потому, что там друзья и добрая учительница, а потому что ему интересно получать знания. Если же ребенку во много крат интереснее играть с машинками и бегать с друзьями на улице, то с обычной школой будут большие трудности: там никто не станет заниматься его адаптацией.
Фото: freepik.com
Советы для родителей
Чтобы ребенок с СДВГ смог спокойно и плодотворно постигать науку, нужно обеспечить ему условия, в которых возможно развитие, невзирая на особенности психики.
Длительный сон
Ребенок с СДВГ больше прочих детей нуждается в долгом и полноценном сне. В ночное время мозг не только обрабатывает информацию и насыщается кислородом, но также освобождается от всего лишнего. А еще ночью ребенок активно накапливает энергию, которая в случае с СДВГ особенно мощно расходуется днем.
Фото: pexels.com
Режим дня
Как бы уныло это ни звучало, но подъем и отбой всегда должны быть в одно время. В том числе на каникулах и в выходные. Чем обыденнее и рутиннее будет жизнь ребенка с СДВГ, тем легче и быстрее он адаптируется к учебе, сможет смириться с домашними заданиями и необходимостью по 30–40 минут сидеть за партой.
«Скучное» рабочее место
Хорошее рабочее место для ребенка с СДВГ выглядит почти безлико. Это пустой и чистый письменный стол без рисунков, однотонная стена без плакатов и подсказок, полок и игрушек, окно сбоку, а не перед столом. Вы уже поняли: минимум отвлекающих факторов. На столе только пенал, подставка с учебником и тетрадь.
Фото: freepik.com
Домашка с частыми перерывами
Хорошая схема учебы для ребенка с любой нервной системой — это 10–15 минут сосредоточения с последующим коротким перерывом на 2–3 минуты. То есть не 40 минут, как в классе, а намного меньше. При этом во время перерыва обязательно обеспечивайте ребенку возможность подвигаться. Пусть он прыгает и скачет, подтягивается или висит на турнике, качается на баланс-борде, кидает в стенку мяч. А вот во время учебного процесса не должно быть никаких витаний в облаках и «мам, я хочу кушать».
Система поощрений
Детям с СДВГ трудно понимать отдаленную мотивацию в духе «будешь хорошо учиться — станешь крутым», им обязательна нужна система сиюминутного поощрения. Сделал одно задание — получил за него галочку в таблицу, сделал всю домашнюю работу — получил наклейку, накопил пять-десять наклеек — можешь рассчитывать на особое поощрение. Таким поощрением стоит сделать необычную прогулку с родителем, поездку куда-то, желанную небольшую вещь, поход в кафе.
Фото: pexels.com
Варианты награды должны быть как сиюминутными (сделал — получил), так и долгими (копи, копи, копи и получишь что-то ценное).
«Метод зелёной ручки»
Это полезно абсолютно для всех детей, но для школьников с СДВГ имеет решающее значение. С ними не работает метод кнута, а попытки подчеркивать ошибки и недочеты ни к чему не приведут. Зато акцент на любых удачных действиях обязательно принесет плоды. Касается это правило не только тетрадок, но и всех моментов поведения ребенка — от мытья посуды до выполнения домашних заданий.
Фото: pexels.com
Право на движение
Дети с СДВГ почти всегда что-то крутят или мнут в руках, качаются или подпрыгивают на месте. Такова их природа, а умственная деятельность часто напрямую связана с двигательной активностью. По этой причине любые попытки остановить движения ни к чему хорошему не приведут, ведь как раз через них ребенок стимулирует свой ум, помогая себе сосредоточиться на уроке.
Задача родителя (и учителя в паре с ним) — найти ряд занятий, которые никому не будут мешать. К таким разрешенным видам деятельности стоит отнести и возможность что-то грызть, главное — отыскать предмет, который для этого подходит (от специальных грызунков для школьников до обычной младенческой «погрызушки»). Если же движения останавливать, вместе с ними остановится и умственная деятельность.
Останавливать движения стоит тогда, когда ребенку действительно нужен покой, например перед сном или во время успокаивающей дыхательной практики.