Клипер поднимает паруса: как подружились спорт и чай, а королева Виктория получила самый свежий урожай сушонга

Брось за борт монетку — купишь попутный ветер. Попутный ветер — это скорость, а она решает все: кто первым доставит драгоценный груз к берегам Англии, тот и будет победителем. Чайные клиперы взрезали волны своими узкими стремительными телами, отчаянно соревнуясь друг с другом. И хотя их эра продлилась совсем недолго, она навсегда оставила свой пенный след на страницах истории чая.

Фото: shedevrum.ai


Почему грузы с чаем в XIX веке пришлось доверить парусникам

Во времена Викторианской эпохи англичане уже не мыслили жизни без чая, и для купцов он стал важнейшим товаром, который сулил немыслимую прибыль. Беда в том, что возили чай на старых судах, где драгоценный продукт оставался в трюмах до 9–12 месяцев. В Англию он прибывал не в лучшем виде — пропитанным корабельными запахами, отсыревшим и даже с плесенью. От этого страдали и сами купцы, и их покупатели. В целом поездка туда-обратно занимала почти два года.

Но все изменилось с появлением чайных клиперов.

Фото: vallejogallery.com

От других кораблей того времени клиперы отличались очень высокими мачтами и вытянутой формой: соотношение ширины к длине было 1 : 6, а не 1 : 3 или 1 : 4, как у всех остальных судов. Мачты несли до 35 парусов, чья общая площадь достигала 3 000 кв. м. Настоящее облако из белоснежной парусины!

Такое инженерное решение обеспечивало максимальную скорость, но существенно влияло на вместимость: стандартный винджаммер длиной 50–60 метров мог взять на борт от 400 до 1000 тонн груза, в то время как его старые собратья из Ост-Индской компании вмещали до 1500 тонн. Однако новые корабли идеально подходили для транспортировки ценных, но не слишком тяжелых грузов. Иными словами, они были просто созданы для чая.

Как англичане занимались промышленным шпионажем ради чая

В 1850 году американский клипер «Ориентал» прибыл в Вест-Индский док в Лондоне за рекордно короткий срок — всего через 97 дней после выхода из Гонконга. Британские торговцы были в шоке: его скорость была в три раза выше, чем у их самых быстрых ост-индских судов. Любимый англичанами чай оказался в идеальном состоянии — свежим, ароматным, без признаков долгого путешествия в трюме. Королева и ее приближенные могли только хлопать в ладоши от радости.

Фото: wikipedia.org

Но где это видано, чтобы подобную честь Ее Величеству оказывали американцы и их суда? Очень скоро англичане приняли решение строить собственные клиперы, и в тот же год со стапелей в Абердине сошел первый британский винджаммер «Сторновей». А за ним, один за другим, последовали и другие «гончие псы», у которых была только одна задача — быстро доставлять чай в Англию.

На фоне этих великих свершений померк тот факт, что американцы вовсе не планировали делиться чертежами клиперов со своими конкурентами. Англичане тайком сняли мерки с «Ориентала», занявшись тем самым классическим промышленным шпионажем.

Фото: unsplash.com

Новый вид спорта — борьба за самый свежий чай

Спустя десять лет у Британии было уже не менее пяти чайных клиперов. Однажды в 1859 году они вышли из Китая одновременно, и между владельцами судов было заключено негласное пари: чья команда первой выгрузит ящик с чаем на причал в Англии, тот и победил. Это соревнование захватило умы моряков и вскоре стало ежегодным.

Победитель получал не только право на самые лучше условия по цене для следующего рейса, но и денежный приз — сначала чисто символический, но чем дальше, тем более существенный. Самому кораблю в качестве приза доставалась голубая лента на мачту.

Это был настоящий парусный спорт — суровый, отчаянный, доходящий до безумия. Небольшой команде (30–40 человек) приходилось работать настолько слаженно и профессионально, чтобы корабль не совершал ни единого лишнего движения.

Фото: freepik.com

Своего пика гоночная лихорадка достигла к 1866 году, когда за звание победителя сражались шестнадцать клиперов. В итоге лавры победителей разделили между собой «Ариэль» и «Тайпинг», которые пришвартовались у берегов Лондона с разницей в 30 минут.

«Катти Сарк» и память о чайных клиперах

Красивая и звенящая от напряжения эпоха клиперов завершилась к 1872 году, когда состоялась последняя чайная гонка. Началом конца стало открытие Суэцкого канала в 1869 году. Узкая полоска воды прорезала путь там, где прежде была суша, и сократила его на 5,5 тысяч км. И этот новый маршрут полностью принадлежал пароходам, поскольку для больших парусников в канале не было подходящих условий.

Фото: rmg.co.uk

Те клиперы, что к концу XIX столетия оставались на плаву, были перенаправлены на другие рейсы, частично переделаны, переоснащены. Красивая страница корабельно-чайной истории оказалась перевернутой.

Единственным судном, сохранившимся до наших дней, стал клипер «Катти Сарк». С 1954 года он стоит на берегу Темзы в Лондоне и представляет собой один из филиалов музея Royal Museums Greenwich. Увидеть последний из клиперов можно за 22 фунта стерлингов.

Фото: labirint.ru

Вам может быть интересно