Психолог подобрала семь простых игр для развития эмоционального интеллекта у ребенка
Почему ребенок не умеет дружить? Как быть, если он закатывает истерики по любому поводу? Что делать, если школьные оценки вызывают у него стресс и слезы? Психолог Анастасия Глебова рассказала, как развитие эмоционального интеллекта помогает малышу спокойно справляться со сложными ситуациями и выходить из них победителем.
Для чего нужен EQ
Эмоциональный интеллект (или, как принято писать в профессиональной литературе, Emotional Quotient) – это способность распознавать эмоции и чувства. Причем как свои собственные, так и других людей. Он позволяет контролировать свое поведение, понимать, почему окружающие ведут себя так или иначе, и при необходимости подбадривать, успокаивать, сочувствовать. По сути, это важнейший навык общения в любом возрасте. И формируется он, конечно же, с детства.
Эмоциональный интеллект (EQ) и умственный интеллект (IQ) существуют в паре, они не отделимы и зависят друг от друга. И наличие высокого уровня IQ просто невозможно без развитого эмоционального интеллекта.
Высокий уровень эмоционального интеллекта у детей:
- помогает дружить, общаться со сверстниками и взрослыми;
- способствует популярности ребенка в коллективе;
- стабилизирует эмоциональную сферу;
- помогает адекватно воспринимать критику, школьные оценки;
- улучшает успеваемость;
- предотвращает различные социальные отклонения.
Если же говорить о дальнейшей жизни, то высокий эмоциональный интеллект снижает уровень стресса на работе, помогает легче добиваться профессионального успеха и справляться с неудачами, выстраивать гармоничные отношения с партнером и строить крепкую семью.
Что должно насторожить родителей
В свою очередь, недостаточное развитие эмоционального интеллекта грозит ребенку нервными срывами, беспричинными слезами, криками. Малыш просто не понимает, что с ним происходит, и не может справиться со своими базовыми эмоциями: страхом, печалью, радостью, удивлением. В запущенных клинических случаях неумение распознавать свои и чужие эмоции может привести к серьезным психическим проблемам и сложностям в социализации, отсутствию нормальной личной жизни.
Косвенными признаками недостаточно развитого эмоционального интеллекта у ребенка могут быть:
- истерики и скандалы по самому незначительному поводу;
- отсутствие друзей или частые ссоры с ними;
- нежелание идти в школу, причину которого ребенок не может объяснить;
- страх неудачи и боязнь пробовать новое;
- неумение пересказывать прочитанный текст, сложности с сочинениями;
- сложности с выполнением творческих заданий, отсутствие фантазии.
Это лишь несколько поверхностных симптомов, которые могут стать для родителей звоночком: пора помогать ребенку.
Некоторые дети очень быстро развивают EQ почти самостоятельно – за счет активного общения, наблюдательности, умения выстраивать причинно-следственные связи различных поступков и реакций. Другим требуется помощь взрослых. Сегодня существует большое количество специальной литературы и рабочих пособий для развития эмоционального интеллекта, однако многие техники можно применять в быту и без специальной подготовки.
Как развивать эмоциональный интеллект у детей 0+
Развитие эмоционального интеллекта у ребенка происходит с самого раннего возраста, с первых сказок, песен, общения с мамой и папой. До 5 лет активная роль в этом процессе принадлежит именно родителям. И даже если вам кажется, что вы не делаете ничего особенного, это не так. Вы общаетесь с ребенком, проговариваете все, что происходит вокруг него, показываете картинки в книжках, читаете стихи и сказки и своей интонацией показываете, когда говорит мышка, а когда медведь.
Вспомните, как мама младенца комментирует: «Ты расстроился, потому что голодный? Сейчас мама тебя покормит. Смотри, папа пришел с работы! Ты так рад папе!» Это не что иное, как обозначение ситуации и эмоций. Раз за разом эти беседы делают свое дело: создают нужные нейронные связи, помогают малышу разобраться, как устроен этот мир.
Еще одна важная задача в общении с ребенком – проговаривать эмоции: свои, ребенка, других людей на улице, героев сказок и мультиков. Например, читаем стихи Агнии Барто и говорим: «Смотри, Таня огорчилась, у нее грустное личико и слезки на глазах. Она уронила мячик в речку и расстроена, потому что это ее любимая игрушка. Таня переживает, боится остаться без мячика. Давай ее успокоим? Тише, Танечка, не плачь (ручкой ребенка гладим нарисованную девочку по голове), не утонет в речке мяч».
Идеальный тренажер для таких занятий – улица. Там всегда что-то происходит. Машина гудит сердито «Б-и-и!», опаздывает, хочет, чтобы ее пропустили. Мальчик играет с собакой: он смеется, собака весело лает и виляет хвостом. Девочка упала с велосипеда, разбила коленку: ей больно, она плачет, а мама ее утешает. Научитесь подмечать такие моменты и рассказывать ребенку о том, кто и что сейчас чувствует, что происходит. Можно также возвращаться к ярким историям или воспоминаниям: «Смотри, как огорчился мальчик, что у него забрали игрушку. Помнишь, мы читали в книге такую историю? Очень неприятно, когда кто-то без спроса берет твои вещи». И так далее, все примеры и выводы зависят от фантазии взрослого и актуальной ситуации.
Игры для развития эмоционального интеллекта у детей 5+
С дошкольниками и младшими школьниками уже можно играть в специальные игры для тренировки и развития эмоционального интеллекта. Большое преимущество таких игр в том, что они веселые и не требуют особой подготовки. В некоторые можно играть по пути в детский садик или школу. Они помогают снимать эмоциональное напряжение, иногда с их помощью ребенок может раскрыть свои тревоги и страхи, рассказать вам что-то сокровенное. Очень важно для взрослого в момент игры быть максимально включенным в процесс: слушать, сопереживать, реагировать. Заодно и свой эмоциональный интеллект потренируете.
«Дай карандаш»
Играющим предлагается произнести фразу «Дай карандаш» с разными интонациями: весело, затем грустно, со злостью, обидой и так далее. Можно заранее распечатать смайлики и показывать их, чтобы задавать тон, либо просто озвучивать условия.
В зависимости от возраста детей задания могут быть простые (как описано выше) или сложные: как будто долго бежал и устал, прощаешься с любимым другом на все лето, как будто боишься того, у кого просишь, или ему грозит опасность, а надо срочно предупредить. Для детей постарше в конце игры можно провести небольшую рефлексию: обсудить, что они чувствовали, когда у них просили карандаш злобно, грубо или ласково и вежливо.
«Сказка на новый лад»
Еще одна вариация предыдущей игры. Предложите ребенку пересказать хорошо известную сказку с определенной интонацией. Либо поменять местами героев: пусть Красная Шапочка будет злой и грубой, а Серый Волк ласковым и добрым. Так веселая затея поможет скоротать время, например, в долгой поездке в машине. О других играх в дороге мы писали ранее.
«Разноцветная классика»
Лучше всего для этой игры использовать классические произведения (к примеру, Чайковского или «Времена года» Вивальди), поскольку они идеально передают разное настроение. Предложите ребенку нарисовать музыку. Пусть он возьмет цветные фломастеры или краски, которые соответствуют звучащему произведению, и попробует с их помощью передать настроение на бумаге. Это могут быть крупные резкие мазки или плавные линии, какие-то конкретные изображения или просто каракули. Самое главное – обязательно обсудите с ребенком рисунок. Попросите пояснить, почему он выбрал те или иные цвета, почему на картинке преобладают острые углы и яркие краски либо плавные линии и нежные тона. Какое настроение было у малыша, когда он рисовал под музыку? О чем он фантазировал?
«Танцуем настроение»
Отличный способ не только проработать эмоциональный интеллект для ребенка, но и снять стресс для взрослого и как следует вместе подурачиться. Играем по принципу «что слышу, то танцую». Отключаем рациональное и включаем фантазию: ваша задача двигаться так, как звучит музыка. А во время передышки снова обсуждаем: «Почему мы с тобой так сильно топали? Потому что музыка серьезная, грозная. Как на войне. Значит, мы сильные и смелые, как солдаты. Так звучит марш. А потом мы двигались плавно, красиво, хотелось кружиться, быть мягкими, легкими – это был вальс».
Настольная игра Brainy Trainy «Эмоциональный интеллект»
Это один из примеров готовых настольных игр, тренирующих эмоциональный интеллект. Можно купить готовую колоду либо сделать ее самостоятельно, опираясь на возраст и уровень развития вашего ребенка. На одной стороне карточки описана ситуация и варианты действий. Ребенок выбирает, как бы он поступил, и объясняет почему, а затем смотрит правильный ответ с пояснениями на обратной стороне карточки. Вообще любые настольные игры на тренировку воображения и логики станут отличным подспорьем в развитии EQ.
«Где живут эмоции?»
Для ребят постарше, которые уже научились определять и описывать эмоции, можно проводить такую игру: спрашивать, где в теле живут эмоции. Дети умеют объяснять это лучше взрослых. Например, малыш испугался, когда залаяла собака. Можно после обсудить это: «Что ты почувствовал? Где у тебя живет страх? А как ты удивляешься? Вот такие большие глаза становятся? Вот это да!»
В ходе игры некоторые дети рассказывают, что если им страшно, то у них болит животик, а ноги перестают слушаться, хочется руками себя обнять и так далее. Эта важная информация поможет родителям лучше понимать своего малыша и помогать ему переживать стрессовые ситуации.
«Разговор на языке эмоций»
Это даже не игра, а специальная психологическая техника, которая одинаково эффективна как для детей, так и для взрослых. Вам нужно произнести фразу, состоящую из трех частей: «Я чувствую… потому что… я хотел бы…». У детей это может быть в таком варианте: «Я чувствую злость, потому что мама заставляет меня есть суп, я хотел бы сначала поесть конфет». А вот пример взрослой ситуации: «Я злюсь, потому что не успеваю сдать проект вовремя. Мне бы хотелось получить помощь, поскольку этот проект важен для всей нашей компании, а не только для меня». Эта техника помогает притормозить и проконтролировать свои эмоции, а затем справиться с ними. Научите ей своего ребенка и попробуйте попрактиковать сами в стрессовых ситуациях: вы увидите, что справляться станет намного легче.