Как поддерживать в доме порядок, если ты раздолбай: от простого разгребания завалов до систем FlyLady и Мари Кондо

Давайте будем честными: мало кто любит убирать. Попробуйте вспомнить, с каким чувством вы в последний раз делали генеральную уборку, и… забудьте.

Мы расскажем, как психологически подготовить себя к уборке и максимально сократить усилия при наведении порядка, при этом не теряя в чистоте и комфорте. Поехали!

Готовимся морально

Начнем с мотивации: а нужно ли это вообще? Ученые из Калифорнийского университета выяснили, что «фоновый» бардак повышает уровень гормона стресса – кортизола (а следовательно, и тревожность) и снижает концентрацию внимания.

Как бы странно это ни звучало, но психологический настрой – половина успеха. Поэтому перед тем, как начать разгребать завалы, стоит посмотреть на себя со стороны: а что, собственно, мешает поддерживать порядок регулярно? Обычно основные причины – это перфекционизм (когда вы хотите одновременно вымыть окна и холодильник, разобрать шкафы и поставить пять стирок) и, как закономерный вывод, преувеличение масштабов дела.

Лучше сначала сесть, выпить чашку любимого чая или кофе и первым делом попытаться понять, что предстоит: быстрая уборка перед приездом гостей или качественный процесс, который может занять несколько дней, но после которого необходимо будет лишь раз в неделю протирать пыль и полы.

Экстренная уборка: когда надо быстро и эффективно

Накануне выходных нагрянули гости или родители решили срочно навестить, предупредив вас за пару часов до приезда? Экстренная уборка на то и называется экстренной, что в планах ее не было, а значит, и времени на нее почти нет. Разбирать носки по цвету или мыть окна в такой момент точно нет смысла.

Зато стоит сделать вот что:

  • Собрать в одном месте весь инвентарь для уборки: ведра, тряпки, веник и мусорные пакеты. А затем советуем пройтись по комнатам и выбросить все, что очевидно валяется и уже точно никогда не понадобится: бумажки, чеки, яблочные огрызки, старые счета, испорченную и просроченную еду и многое другое. Лучше сразу же выкинуть собранное: это уже сделает вашу квартиру чище.
  • Заправить постели. Удивительный факт: аккуратно застеленная кровать сразу создаст ощущение чистоты и комфорта, а свежее белье и свежие полотенца в ванной и вовсе способны преобразить пространство. Кстати, о том, сколько полотенец должно быть у человека и как часто их надо менять, мы уже писали здесь.
  • Убрать разбросанную одежду: чистую – в шкаф, грязную – в корзину для белья или стиральную машинку. Нет, не надо складывать все стопочками, это экспресс-уборка.
  • Вымыть посуду. Во-первых, это прибавит много очков к чистоте дома, особенно если оценивать ее с точки зрения внезапного гостя, а во-вторых, почти все средства для мытья посуды обладают приятным запахом, который подсознательно ассоциируется у людей с порядком и свежестью.
  • И, наконец, надо почистить полы. Иногда достаточно пылесоса или веника. В запущенных случаях лучше помыть. В идеальном мире полы чистит робот-пылесос, а чашки и тарелки моет посудомоечная машина, но в реальном лучше воспользоваться спецсредствами, которые очищают лучше, чем просто вода. И все – можно принимать гостей.

Системы уборки: как один раз все победить, а потом тратить 20 минут на поддержание комфорта

Чек-лист для идеальной уборки в доме достигаторов и перфекционистов мы уже публиковали в нашей статье. Но что если хочется один раз навести порядок, а потом пользоваться плодами своих трудов и сибаритствовать, не сильно заморачиваясь и не теряя кучу сил?  Современный мир благосклонен к лентяям: именно для нас было создано сразу несколько систем уборки.

Система KonMari

Принадлежит авторству японки Мари Кондо, которая продвинула в массы старый принцип синтоизма: убирать из жизни все, что не приносит радость. А значит, если вещь не радует, ее необходимо выкинуть или отдать. Помимо этого, Кондо предлагает следующее:

  • Собрать все вещи в огромную кучу на полу и рассортировать их по категориям. Иногда оказывается, что двадцать одинаковых черных футболок – совершенно лишние в хозяйстве, а пять разных молотков с успехом заменяет один универсального размера.
  • Складывать одежду вертикально, а не горизонтально (те самые знаменитые «рулетики»). Это позволяет быстро и легко найти все предметы и видеть, что сейчас есть в доступе.
  • Более используемые вещи нужно хранить ближе, а менее – на дальних полках.

Первая уборка по Мари Кондо может занять несколько дней. Но есть плюс: после нее захламить дом очень, очень сложно.

Система FlyLady

Суперпопулярное детище американской домохозяйки Марлы Силли основано еще на одном бестселлере – книге Пэм Янг и Пегги Джонс с говорящим названием «Отвлекающиеся домашние менеджеры: из свинарника к раю».

Людям, недолюбливающим уборку, из всего многообразия принципов «флайледи» важны следующие:

  • Есть два самых важных места, порядок в которых влияет на общее впечатление от квартиры, – это спальня и ванная. Утром всегда нужно заправлять постель, а вечером чистить раковину.
  • Нужно мысленно разделить дом на зоны и каждый день в течение недели заниматься только одной из них: спальней, кухней, прихожей или ванной.
  • Уборка должна занимать не более 15 минут. Если суммировать общее время, то в целом за неделю одной зоне будет уделяться почти два часа, чего достаточно для того, чтобы полностью привести ее в порядок.
  • И самое главное правило. Никакой генеральной уборки по выходным! В выходные человек должен отдыхать и наслаждаться жизнью. 
И вы тоже наслаждайтесь!


Вам может быть интересно