Как перестать делать домашнюю работу за ребёнка: инструкция для гиперответственных родителей

«Папа звонит соседу:
– Вы сделали за сына домашнее задание по математике?
– Сделал.
– Дайте списать…»

Как говорится, в каждой шутке – лишь доля шутки. И в этой тоже. Любой родитель так или иначе участвует в подготовке к урокам, а иногда и полностью делает задания за ребенка. Как же избавиться от этого бремени и перестать учиться за школьника?

Шесть причин, почему мы делаем домашнее задание за ребенка

  1. Перфекционизм. Родителям, убежденным, что все должно быть идеально, а несовершенный результат работы не имеет права на существование, сложно снять с себя ответственность за школьные уроки: ведь ребенок еще не умеет столько, сколько взрослый, у него мало опыта, хуже развита моторика… И, конечно, у него не получится нарисовать идеальный лист клена или написать ровные цифры в тетради. Хуже того: ребенок может допустить ошибку в написании слов! И это дома! Родителям-перфекционистам для собственного спокойствия проще все сделать самим.

  2. Нехватка времени. Согласно СанПиН, школьники должны тратить на выполнение домашних заданий:
    ●   2–3 класс – не более 1,5 часов в день;
    ●   4–5 класс – не больше 2 часов;
    ●   6–8 класс – не более 2,5 часов;
    ●   9–11 класс – не больше 3,5 часов.

    Конечно, работающим маме и папе сложно выделить столько времени на подготовку к урокам вместе с ребенком, ведь сын или дочь чаще всего посещают еще и различные секции, кружки, занимаются с репетиторами или в музыкальной школе.

  3. Нетерпеливость. «Домашние задания нужны только для того, чтобы поссорить детей и родителей» (Маша, 8 лет). Вы уже в сто пятый раз объясняете решение задачки, а ребенок все равно не понимает. Зачем ссориться, если можно просто продиктовать ход решения?

  4. Банальная усталость. Когда у уставшего родителя нет сил на объяснение, он дает готовые ответы и идет отдыхать.

  5. Желание блеснуть своими знаниями. Бывает и такое, что родителю… интересно учиться. Например, он наконец-то в свои 30 с хвостиком лет понял, почему же Катерина – это луч света в темном царстве, и ищет возможность поделиться этим невероятным открытием с миром.

  6. Отказ ребенка делать уроки. Родителя пугает надвигающаяся перспектива получить двойку, и он быстренько садится решать задачки и рисовать желуди.

«Сыну в школе задали сделать снеговика из подручных материалов. Сидим на работе, обсуждаем, из чего делать: пластилин, папье-маше, вата… Лучшее предложение – налить в банку воды, бросить туда морковку, пару угольков и сказать, что растаял».

Мы должны помогать своим детям, но не должны все делать за них. Каковы же составляющие успеха?

Меньше контроля

Ребенок имеет право на свои ошибки. Без них невозможно узнавать новое и научиться принимать поражения. Психологи считают, что любая ошибка или неудача – это точка роста. Постепенно формируйте навык самостоятельности, пусть ребенок сделает задания сам, а вы всего лишь укажете на ошибки, если они будут. Затем и вовсе предложите найти допущенные огрехи самостоятельно. Так шаг за шагом вы передадите ответственность за выполнение «домашки» школьнику.

Вместе, но не вместо

«У тебя высшее образование? Или даже два? Сделай домашнее задание со школьником 4-го класса по современным учебникам – почувствуй себя идиотом!»

Даже взрослому порой непросто разобраться с условиями задания, что уж говорить о ребенке. Для начала спросите, как вообще он понял задачу и как предполагает ее выполнить. Если на данном этапе возникли трудности, попробуйте поискать решение вместе, но не спешите с готовым ответом. Также научите сына или дочь писать планы для подготовки к устным ответам, докладам и проектам, ведь пункты плана с ключевыми словами помогают систематизировать знания и лучше запоминать материал.

Тайм-менеджмент

Хорошо помогает спланировать время так называемый «метод помидора». Суть его в следующем: ребенок заводит таймер на 25–30 минут и занимается выполнением задания. Если за этот промежуток времени не получилось одолеть упражнение или решить задачу, нужно их отложить и вернуться к ним позднее, а пока попытаться сделать что-то другое или просто переключиться и выпить чашечку чая. Будет полезно научиться отличать простые задания от сложных и выполнять сначала те, с которыми можно справиться самостоятельно, а потом переходить к тем, где требуется помощь или поиск дополнительной информации.

Мотивация и поддержка

Ошибки неизбежны. Не надо их бояться, важно учитывать их в будущем. Хвалите ребенка не за оценки, а за старания и стремление к успеху, за процесс, сравнивайте его только с самим собой в том же возрасте. При этом работайте над ошибками, разбирайте допущенные промахи, чтобы они не повторялись. Расскажите ребенку, зачем вообще нужна «домашка». Объясните, что это закрепление полученных в классе знаний. Придумайте награду для ребенка за самостоятельное выполнение уроков. Например, сходите с ним вместе в парк или попрыгайте на батутах.

А сколько времени вы посвящаете помощи своему ребенку с домашним заданием? Или вообще не вмешиваетесь? Тогда расскажите, как у вас это получилось!


Вам может быть интересно