Когда решебник помогает учёбе в школе, а когда вредит: шпаргалка для родителей
Ответы на любую задачу из школьной программы без труда можно найти на сайтах с готовыми домашними заданиями (ГДЗ). На первый взгляд, ничего хорошего в этом нет: кому захочется вникать в учебный материал и тратить часы на домашнюю работу, когда ее можно списать за пять минут? Однако нужно принять очевидное: ученики списывали и будут списывать всегда. А решебники существуют очень давно, только раньше за ними нужно было идти в книжный магазин, а сейчас достаточно пары кликов в браузере.
Поэтому вместо борьбы с ветряными мельницами попробуем выделить очевидные плюсы готовых домашних заданий.
Фото: freepik.com
Когда решебники полезны ученикам
При непонимании материала. Анализ подробного решения задачи помогает понять общий алгоритм действий и их логику. В таком случае при выполнении однотипных заданий вполне можно подсмотреть решение первого из них на сайтах ГДЗ, а остальные решать самостоятельно. Также многие современные решебники содержат видеоуроки, которые могут стать неплохой заменой репетитора при небольших пробелах в знаниях.
При пропуске занятий. Прочитанные дома параграфы учебника не всегда заменяют присутствие на уроках и пояснения учителя. Решебник поможет усвоить материал.
Фото: freepik.com
При непонимании требований к оформлению домашнего задания. Яркий пример — готовые сочинения или решение задач по алгебре, физике, химии. Не слепо списывать, а подсмотреть, как правильно оформлять уравнение или структурировать сочинение, вполне допустимо.
Для проверки себя. Если ученик не уверен, верно ли он решил задачу, он может свериться с ГДЗ и понять, где ошибся (или убедиться, что он молодец). Тогда как обратную связь от учителя нужно ждать минимум день. И не факт, что она будет подробной.
При отсутствии помощи родителей. Не всегда мамы и папы — специалисты по физике или химии. И не у всех есть возможность нанять репетитора. С решебником ученик может попытаться сделать сложное задание самостоятельно.
Фото: pexels.com
Автоматическое запоминание материала. По аналогии со шпаргалками даже простое переписывание готового решения дает минимальный процент знаний. И это лучше варианта, когда ученик полностью игнорирует домашнюю работу.
Возможность подтянуть «ненужные» предметы. Самое спорное преимущество решебников, но факт остается фактом: не все предметы понадобятся после школы, а, например, неуспеваемость гуманитария по алгебре значительно осложнит ему жизнь. Решение, пользоваться ли ГДЗ, или все же подтянуть слабый предмет, остается на совести учеников и их родителей.
Фото: pexels.com
Когда решебники полезны родителям
ГДЗ — настоящая палочка-выручалочка для родителей, которые забыли школьную программу и точно не знают современных требований к оформлению задач. Решебник позволит быстро проверить домашнюю работу и вспомнить школьный материал, чтобы помочь ребенку с ним разобраться.
Фото: pexels.com
Когда решебники полезны учителям
Можно подумать, что никогда, но взгляды педагогов на ГДЗ тоже разнятся. Некоторые из них считают, что решебники:
- Помогают оценить, как ученики усваивают материал. Проанализировав количество списанных с решебника работ (а их легко отличить от остальных), учитель сможет понять, не следует ли изменить подачу материала.
- Вдохновляют на разработку уникальных заданий. Используя решебники, педагогу проще создавать собственные упражнения, которые уже нельзя будет ниоткуда списать.
Фото: freepik.com
Вред решебников для учеников и всех остальных участников учебного процесса
Отсутствие знаний. Бездумное списывание не развивает логическое мышление. Чем чаще ученик пользуется решебником, тем быстрее растут его пробелы в знаниях. К тому же большинство ГДЗ содержат огромное количество ошибок, которые не только не помогут получить «отлично», но еще и приведут к неправильному пониманию материала.
Нежелание учиться. Возможность списывать готовые решения приводит к потере интереса к предмету или даже учебе в целом.
Отсутствие навыка общения. Коммуникационные навыки решебник тоже не прокачает, поскольку ученик больше не станет договариваться с одноклассниками, чтобы с их помощью подтянуть знания, а просто откроет нужный сайт.
Фото: pexels.com
Усложнение работы учителей. Педагогам приходится постоянно придумывать новые задания, решений которых еще нет на сайтах ГДЗ.
Оценки становятся важнее знаний. ГДЗ практически сводят к нулю всю ценность и необходимость домашних заданий как для учеников, так и для педагогов. Решебники словно подчеркивают, что оценки важнее самих знаний, задавая неправильный вектор всей системе образования.
Вредоносные программы. Из-за высокой посещаемости сайты ГДЗ — лакомый кусок для рекламы (не всегда с детским контентом), мошенников и компьютерных вирусов. Поэтому иногда попытка ребенка списать оборачивается сменой программного обеспечения и другими проблемами, ударяющими по безопасности и семейному бюджету.
Фото: freepik.com
Когда и как пользоваться ГДЗ: советы родителям
Польза и вред решебников напрямую зависят от целей их использования. И лучше всего, если контролировать этот процесс будут родители ученика.
Чтобы решебники помогали:
- Не подключайте их к процессу обучения слишком рано. До пятого-шестого класса вполне можно обойтись без них. Чем дольше сайты ГДЗ будут доступны только для родителей, тем лучше.
- Сначала дайте возможность ребенку попробовать решить задачу самостоятельно — поразмышлять и предложить свои варианты решения (пусть даже неверные). Старайтесь подключать решебник только для работы над ошибками.
- Разбирайте решения задач по решебнику вместе, учите ребенка анализировать, а не копировать информацию. Старайтесь донести, что знания важнее оценок, а ГДЗ нужны не для списывания, а для проверки.
- Выбирайте качественные сайты ГДЗ (чаще всего они платные) с подробными решениями задач, видеоуроками и минимумом ошибок. По возможности отключайте всплывающую рекламу.
- Если помощь решебника нужна при выполнении каждого домашнего задания, стоит подумать о подключении репетитора.
«Списывать нельзя учиться». Как вы считаете, где в этом предложении ставит запятую решебник?