1197 прочитали
0

Когда решебник помогает учёбе в школе, а когда вредит: шпаргалка для родителей

Плюсы и минусы готовых домашних заданий

Ответы на любую задачу из школьной программы без труда можно найти на сайтах с готовыми домашними заданиями (ГДЗ). На первый взгляд, ничего хорошего в этом нет: кому захочется вникать в учебный материал и тратить часы на домашнюю работу, когда ее можно списать за пять минут? Однако нужно принять очевидное: ученики списывали и будут списывать всегда. А решебники существуют очень давно, только раньше за ними нужно было идти в книжный магазин, а сейчас достаточно пары кликов в браузере.

Поэтому вместо борьбы с ветряными мельницами попробуем выделить очевидные плюсы готовых домашних заданий.

01.jpg

Фото: freepik.com

Когда решебники полезны ученикам

При непонимании материала. Анализ подробного решения задачи помогает понять общий алгоритм действий и их логику. В таком случае при выполнении однотипных заданий вполне можно подсмотреть решение первого из них на сайтах ГДЗ, а остальные решать самостоятельно. Также многие современные решебники содержат видеоуроки, которые могут стать неплохой заменой репетитора при небольших пробелах в знаниях.

При пропуске занятий. Прочитанные дома параграфы учебника не всегда заменяют присутствие на уроках и пояснения учителя. Решебник поможет усвоить материал.

02.jpg

Фото: freepik.com

При непонимании требований к оформлению домашнего задания. Яркий пример — готовые сочинения или решение задач по алгебре, физике, химии. Не слепо списывать, а подсмотреть, как правильно оформлять уравнение или структурировать сочинение, вполне допустимо.

Для проверки себя. Если ученик не уверен, верно ли он решил задачу, он может свериться с ГДЗ и понять, где ошибся (или убедиться, что он молодец). Тогда как обратную связь от учителя нужно ждать минимум день. И не факт, что она будет подробной.

При отсутствии помощи родителей. Не всегда мамы и папы — специалисты по физике или химии. И не у всех есть возможность нанять репетитора. С решебником ученик может попытаться сделать сложное задание самостоятельно.

03.jpg

Фото: pexels.com

Автоматическое запоминание материала. По аналогии со шпаргалками даже простое переписывание готового решения дает минимальный процент знаний. И это лучше варианта, когда ученик полностью игнорирует домашнюю работу.

Возможность подтянуть «ненужные» предметы. Самое спорное преимущество решебников, но факт остается фактом: не все предметы понадобятся после школы, а, например, неуспеваемость гуманитария по алгебре значительно осложнит ему жизнь. Решение, пользоваться ли ГДЗ, или все же подтянуть слабый предмет, остается на совести учеников и их родителей.

04.jpg

Фото: pexels.com

Когда решебники полезны родителям

ГДЗ — настоящая палочка-выручалочка для родителей, которые забыли школьную программу и точно не знают современных требований к оформлению задач. Решебник позволит быстро проверить домашнюю работу и вспомнить школьный материал, чтобы помочь ребенку с ним разобраться.

05.jpg

Фото: pexels.com

Когда решебники полезны учителям

Можно подумать, что никогда, но взгляды педагогов на ГДЗ тоже разнятся. Некоторые из них считают, что решебники:

  1. Помогают оценить, как ученики усваивают материал. Проанализировав количество списанных с решебника работ (а их легко отличить от остальных), учитель сможет понять, не следует ли изменить подачу материала.
  2. Вдохновляют на разработку уникальных заданий. Используя решебники, педагогу проще создавать собственные упражнения, которые уже нельзя будет ниоткуда списать.
07.jpg

Фото: freepik.com

Вред решебников для учеников и всех остальных участников учебного процесса

Отсутствие знаний. Бездумное списывание не развивает логическое мышление. Чем чаще ученик пользуется решебником, тем быстрее растут его пробелы в знаниях. К тому же большинство ГДЗ содержат огромное количество ошибок, которые не только не помогут получить «отлично», но еще и приведут к неправильному пониманию материала.

Нежелание учиться. Возможность списывать готовые решения приводит к потере интереса к предмету или даже учебе в целом.

Отсутствие навыка общения. Коммуникационные навыки решебник тоже не прокачает, поскольку ученик больше не станет договариваться с одноклассниками, чтобы с их помощью подтянуть знания, а просто откроет нужный сайт.

08.jpg

Фото: pexels.com

Усложнение работы учителей. Педагогам приходится постоянно придумывать новые задания, решений которых еще нет на сайтах ГДЗ.

Оценки становятся важнее знаний. ГДЗ практически сводят к нулю всю ценность и необходимость домашних заданий как для учеников, так и для педагогов. Решебники словно подчеркивают, что оценки важнее самих знаний, задавая неправильный вектор всей системе образования.

Вредоносные программы. Из-за высокой посещаемости сайты ГДЗ — лакомый кусок для рекламы (не всегда с детским контентом), мошенников и компьютерных вирусов. Поэтому иногда попытка ребенка списать оборачивается сменой программного обеспечения и другими проблемами, ударяющими по безопасности и семейному бюджету.

06.jpg

Фото: freepik.com

Когда и как пользоваться ГДЗ: советы родителям

Польза и вред решебников напрямую зависят от целей их использования. И лучше всего, если контролировать этот процесс будут родители ученика.

Чтобы решебники помогали:

  1. Не подключайте их к процессу обучения слишком рано. До пятого-шестого класса вполне можно обойтись без них. Чем дольше сайты ГДЗ будут доступны только для родителей, тем лучше.
  2. Сначала дайте возможность ребенку попробовать решить задачу самостоятельно — поразмышлять и предложить свои варианты решения (пусть даже неверные). Старайтесь подключать решебник только для работы над ошибками.
  3. Разбирайте решения задач по решебнику вместе, учите ребенка анализировать, а не копировать информацию. Старайтесь донести, что знания важнее оценок, а ГДЗ нужны не для списывания, а для проверки.
  4. Выбирайте качественные сайты ГДЗ (чаще всего они платные) с подробными решениями задач, видеоуроками и минимумом ошибок. По возможности отключайте всплывающую рекламу.
  5. Если помощь решебника нужна при выполнении каждого домашнего задания, стоит подумать о подключении репетитора.

«Списывать нельзя учиться». Как вы считаете, где в этом предложении ставит запятую решебник?


Войдите, чтобы комментировать
сейчас в тренде
Читатели говорят