Как чайный гриб из СССР стал популярным продуктом PepsiCo
Эволюция одного напитка
Вы же помните да: в конце 80-х и начале 90-х эта штука стояла на кухне в каждом втором доме? Загадочная банка с мутноватой светло-коричневой жидкостью, накрытая марлей и вызывающая смешанные чувства... Это все он – тот самый чайный гриб, про который мама и бабушка говорили, что он жутко полезный, хотя на вкус кисло-сладкий немного газированный напиток из банки был весьма неоднозначным. Тогда никто и предположить не мог, что в XXI веке напиток на основе чая, дрожжевого гриба и бактерий станет модным трендом и войдет в ассортимент крупнейших мировых производителей сладких напитков.
Что такое комбуча и откуда он взялся?
Говорят, что чайный гриб придумали китайцы – еще за 200 лет до нашей эры, но точно на вопрос, откуда и как он появился, уже не ответит никто. Сегодня напиток на основе чайного гриба известен во всем мире под названием «Комбуча», что является транскрипцией японского слова «комбутя». И это забавный парадокс, потому что ни один японец не назовет «грибную газировку» этим словом, обозначающим в стране восходящего солнца совсем другой продукт – напиток из водорослей комбу.
Источник: onearabvegan.com
Неизвестно, почему на Западе прижилось именно это, «неправильное» название, но прижилось оно прочно и именно в таком виде докатилось до нас: примерно в 2015-2017 гг. комбуча стал понемногу завоевывать российский рынок безалкогольных напитков. Представители молодого поколения россиян, не заставшие «ту самую банку», видят в современном аналоге напитка модный продукт, популярный в Америке и Европе... Но мы-то знаем, что скрывается под красивыми этикетками, которые создают дизайнеры из Штатов! Кстати, существует еще одна версия происхождения названия «комбуча», которую нам рассказала президент канадской ассоциации чая Шабнам Вебер:
Почему чайный гриб стал так популярен?
Напиток получил широкое распространение после того, как в 2009 году стартовал научный проект «Микробиом человека»: исследование того, как бактерии и флора кишечника влияют на здоровье человека, вызвало новый интерес к пробиотическим продуктам, таким как йогурт и чайный гриб. Сегодня для бизнесменов уже очевидно, что производство комбуча – это успешный коммерческий проект, так как все больше людей понимают, насколько важно иметь здоровый микробиом.
Источник: fermentersclub.com
И то правда – в наше время только ленивый не пытается заработать на повальном увлечении ЗОЖем. Если можно делать эко-шоколад, эко-печеньки и другие эко-сладости, то почему бы не перейти и на эко-напитки? Со времен стеклянной банки на бабушкиной кухне ничего, по большому счету, не изменилось – технология приготовления «грибной газировки» одинакова и для тети Тани из соседнего подъезда, и для крупной компании вроде PepsiCo.
По некоторым оценкам, глобальные продажи чайного гриба достигли в 2018 году около 2 миллиардов долларов. Это стало причиной того, что гиганты «газировочного» бизнеса приняли решение занять эту нишу, но натолкнулись на проблему, связанную с их устойчивой репутацией как производителей «неполезных» напитков. Создатели «Пепси» стали одними из первых, кто почуял, куда дует ветер – в 2016 году владельцы PepsiCo выкупили компанию KeVita, которая производила комбучу в промышленных масштабах.
В 2016 году владельцы PepsiCo выкупили компанию KeVita, чтобы выпускать комбучу в промышленных масштабах
Новое имя – новые возможности. Многие потребители ищут более здоровую альтернативу привычным газированным напиткам, но их могут оттолкнуть существующие предубеждения о крупном бренде. В данном случае обычного ребрендинга не всегда достаточно, чтобы убедить покупателей.
Именно поэтому крупные компании, производящие сегодня напитки на основе чайного гриба, пытаются замаскировать свою продукцию, чтобы она выглядела как более мелкий, ремесленный продукт. Мы их понимаем – кто же поверит, что в банку, которую выпустила Pepsi или Coca-Cola, не добавлена куча лишних ингредиентов?
Есть ли реальная польза от чайного гриба?
В советские времена напитку на основе чайного гриба приписывали множество чудодейственных свойств – от лечения ангины до исцеления хронических болезней. Что же на самом деле «может» комбуча?
Источник: forbes.com
А вот этого вам никто не скажет. Серьезно. Доказательных клинических испытаний в этой области не зарегистрировано. Так что верить молве или нет – персональное дело каждого отдельно взятого любителя «грибной газировки». Конечно, комбуча может стать источником полезных бактерий для нашего кишечника, но ни один врач не сможет выдать точный рецепт, сколько именно напитка следует употреблять ежедневно (логика подсказывает, что злоупотреблять точно не стоит). Наш эксперт, президент канадской чайной ассоциации Шабнам Вебер уверена, что при всей популярности напитка в вопросах медицины полагаться лишь на него не стоит:
Остается только прислушиваться к своему организму. Ну и к вашим комментариям, конечно!
Я кстати иногда пью, жажду утоляет хорошо.