798 прочитали
0

Нужны ли школьнику занятия во время летних каникул: отвечает детский психолог

Список книг для чтения на лето, сборник задач по математике, прописи и онлайн-занятия по английскому… Даже с началом каникул редкий ученик полностью избавляется от школьной рутины. Педагоги рекомендуют не расслабляться, чтобы за лето не утратить полученные в учебном году знания и навыки. Их поддерживают многие репетиторы и специалисты кружков дополнительного образования.

Спросили у нейропсихолога, насколько они правы.

Фото: unsplash.com

Статью комментирует
Варвара Юденич
Детский нейропсихолог
Психолог-педагог

Что будет, если отказаться от полноценных каникул?

Девять месяцев учебного года дают очень высокую нагрузку, от которой к маю даже самые успешные в учебе дети сильно устают. Постоянно напряженный ум нуждается в отдыхе, поэтому долгие каникулы — это не только неотъемлемая часть образования, но и необходимость. За лето ребенок набирается сил, крепнет, восстанавливает ресурсы тела и психики.

Если родители будут непрерывно нагружать ребенка, они с большой вероятностью получат истощенного невротика, который из-за усталости станет учиться хуже.

Три месяца — это много или мало?

Три месяца для веселья и игр — роскошь, которая доступна немногим школьникам в мире. Такие длинные каникулы есть только в России и в США, да и то не во всех штатах и школах. Неудивительно, что порой возникает вопрос о целесообразности столь продолжительного летнего отдыха.

Фото: freepik.com

Противниками долгого безделья выступают в первую очередь сами учителя, которым в сентябре приходится тратить несколько недель на восстановление подзабытых учениками за каникулы знаний. Решение проблемы они видят в регулярных летних занятиях. Однако в жаркие дни усадить ребенка за учебник почти нереальная задача. А давление родителей может привести к серьезным конфликтам и потерям с обеих сторон: стресс получат и дети, и взрослые.

Варвара Юденич
Детский нейропсихолог
Психолог-педагог

Три месяца — оптимальный срок для того, чтобы качественно отдохнуть и перезагрузиться перед началом следующего учебного года.

С точки зрения психологии информация, которая попала в долговременную память, уже не будет забыта, а значит, три месяца отдыха не разрушат созданные нейронные связи. Конкретное правило может вылететь из головы, но навык его использования никуда не денется. Проблемы возникают, только если информация не была понята и хорошо закреплена, а за этим нужно следить в течение учебного процесса.

Кому нужны занятия летом и в каком количестве?

Здоровым и хорошо развитым детям дополнительные летние уроки не требуются. Говорить о необходимости занятий нужно в том случае, когда имеет место серьезная проблема с успеваемостью.

Фото: unsplash.com

Варвара Юденич
Детский нейропсихолог
Психолог-педагог

Летние занятия точно нужны, если учитель рекомендует оставить ребенка на второй год или перевести в школу/класс с упрощенной программой для детей с особенностями развития.

В таких ситуациях важно одновременно работать и с репетитором, и со специалистом, который возьмется устранить причину проблемы (неспособность усваивать материал), а не ее следствие (пробелы в знаниях). Это может быть логопед, психолог или нейропсихолог.

Самая неоднозначная ситуация у детей с обилием троек. Очевидно, что программу они тянут, но местами с трудом. Им встречи с репетитором помогут избежать ухудшения ситуации в следующем учебном году.

Все секции и кружки, которые ребенок любит, на лето можно и нужно сохранить. Особенно полезны будут спортивные и творческие занятия. Уместны и любые пособия, вызывающие у ребенка неподдельный интерес: красивые тетради для каллиграфии, необычные и веселые сборники задач, тематические настольные игры, которые помогают выучить таблицу умножения или прокачать навык чтения.

Фото: unsplash.com

Варвара Юденич
Детский нейропсихолог
Психолог-педагог

Чего делать точно не стоит, так это заставлять ребенка через силу читать все произведения по списку на лето. Чтобы упражняться в чтении, достаточно любимых книг, выбранных по желанию. А программные тексты летом можно прослушать в аудиоформате.

Что важно делать во время каникул, чтобы учиться потом было легче?

Лето предназначено для игр и движения. Чем больше ребенок проводит времени на свежем воздухе, бегает, прыгает и плавает, тем быстрее дозревают те отделы мозга, которые не успели сформироваться.

Вот что поможет приблизиться к хорошим оценкам:

  • много прогулок на свежем воздухе, в том числе походы и выезды за город;
  • возможность ходить босиком по разнообразным поверхностям (траве, песку, камешкам);
  • сенсорные игры с водой, глиной, песком и т. п.;
  • все игры с мячом («картошка», футбол, волейбол);
  • двигательные игры с правилами (казаки-разбойники, прятки, догонялки);
  • активный отдых (лазанье, плавание, прыжки, строительство шалашей и катание на тарзанке);
  • общение с другими детьми;
  • новые яркие впечатления, в том числе от поездок;
  • большое количество свежих овощей, фруктов и ягод;
  • усиленный питьевой режим.

Фото: freepik.com

Если ребенок любит проводить время с телефоном, стоит подобрать для него интересные развивающие игры: судоку, таблицы Шульте, задачи с составлением слов.

Варвара Юденич
Детский нейропсихолог
Психолог-педагог

Игры на воздухе с утра до вечера — лучший способ провести каникулы и подготовиться к успешной учебе. Благодаря этому закрываются сенсорные дефициты и появляется место для новой информации.


сейчас в тренде
Читатели говорят