10701 прочитал
0

Для кого из знаменитых мужчин изобрели первую в мире помаду и почему она стала символом феминизма

Без нее невозможно представить ни одну косметичку. Она найдется даже в самой маленькой женской сумочке. Можно выйти из дома непричесанной, забыть побрызгаться духами, но губы 9 женщин из 10 непременно накрасят: если не яркой помадой с сочным оттенком, то увлажняющим нюдовым бальзамом точно. Рассказываем, кто и когда придумал главный символ женственности.

Сначала губы красили фараоны и женщины легкого поведения

Человечество использовало декоративную косметику тысячелетиями. Сначала это были порошки и мази на основе натуральных ингредиентов – жира, воска, охры, толченых разноцветных камней или хитиновых панцирей насекомых. Древнеегипетские фараоны подкрашивали этими бьюти-снадобьями глаза и губы: на фресках видно, что и цари, и обычные люди обоих полов пользовались макияжем.

В Древней Греции и Риме мода на накрашенные губы то появлялась, то исчезала: одно время прапомада была символом свободолюбивых гетер и женщин с низкой социальной ответственностью. А в другие столетия красить губы считали незазорным и вполне героические граждане – воины и спортсмены.

Думается, все дело в том, что помада уже в те времена несла не только декоративную функцию, но и защищала нежную кожу губ от палящих лучей солнца и сухого ветра.

Потом красивыми могли быть только ведьмы

После падения Римской империи для женского кокетства и украшательства настали мрачные времена. На долгие столетия тело было объявлено греховным, а красота – орудием темных сил. Быть красивой в период Средних веков было просто опасно: одно это могло послужить поводом для обвинения в колдовстве (с путевкой на костер инквизиции).

Декоративная косметика и модная одежда никуда не делись, разумеется, но теперь использовались, скорее, в качестве антидекора: спрятать соблазнительную фигуру, сделать губы бледнее и тоньше, спрятаться самой, стать невидимкой для грозных инквизиторов. Достаточно посмотреть на парадные портреты тех лет, чтобы убедиться, что каноны красоты были, мягко сказать, странными.

Возвращение праздника тела и красоты в эпоху Ренессанса

Никакую пружину нельзя сжимать слишком долго: она непременно распрямится обратно. Именно это случилось с модой во времена Возрождения. Женщины настолько исстрадались в своих наглухо задрапированных одеяниях, что стало нормой разгуливать почти обнаженными в полупрозрачных туниках античного кроя и наряжаться в платья с очень глубоким декольте, которое вовсе ничего не скрывало.

Чувственный румянец и алые уста стали модными и у мужчин: придворные щеголи охотно делились секретами и тонкостями нанесения помады и пудры, покупали втридорога драгоценные духи из экзотических масел.

Историки считают, что зачинательницей моды Ренессанса на красный оттенок губ можно назвать британскую королеву Елизавету I. Известен и рецепт снадобья, которым она красилась. В него входили яичный белок в качестве связующего, сок инжира и размолотые тушки самок кошенили – эти крохотные насекомые обитают на кактусах и обладают очень красивой красной окраской.

Чтобы губы и глаза казались еще ярче, было принято подчеркивать аристократическую бледность лица. Для этого брали белила на основе свинца, чем изрядно портили свое аристократическое здоровье.

Кардинал Ришелье, яблоки и слово «помада»

Поговорим о пристрастии мужчин к косметике. Само слово «помада» появилось благодаря кардиналу Ришелье. Его Высокопреосвященство, с одной стороны, обожал яблоки, с другой – стремился выглядеть галантным кавалером, несмотря на свой статус и сан. Обе эти страсти успешно использовал врач, издатель и основатель современной журналистики Теофраст Ренодо. Талантливый ученый и общественный деятель придумал помаду с яблочным вкусом, которая не только украшала губы кардинала, но и приносила ему чувственное удовольствие благодаря тонкому фруктовому аромату. Так появилась первая в истории помада – от французского le pomme (то есть «яблоко»).

Любопытно, что этот же человек открыл в 1631 году и первую в европейской истории газету, которая называлась La Gazette. В нее, накрасив губы любимой помадой, писал заметки и Ришелье, и Его Величество Людовик XIII.

Первая в истории помада в виде стика

А вот за изобретение помады в виде выкручивающегося стика мы дружно должны поблагодарить гениального парфюмера модного дома Guerlain. Это случилось аж в 1870 году, а название революционного бьюти-продукта переводилось как «Не забывай меня».

Немое кино: мода на темные яркие губы

Актрисам кинематографа приходилось использовать все средства выразительной пластики, чтобы донести до зрителей психологическую глубину образов и характеров своих экранных героинь. Да и монохромность пленки начала ХХ века обязывала: красились они ярко, подчас гротескно. В моде были темные (казавшиеся на экране черными) губы «бантиком» и густо подведенные глаза. Декаданс, драма, предчувствие близкой войны…

Красная помада и суфражистки

А вот те женщины, которые осмелились первыми поднять знамена феминизма, делали это, густо и вызывающе накрасив губы алым на своей первой демонстрации в США в 1912 году. И громко заявляя о своих правах и свободах (за что им тоже следовало бы сказать спасибо). Среди совершенно правильных деклараций про достойную оплату труда, создание женских профсоюзов, нормированный рабочий день с оплатой больничных и декрета звучали требования и о праве носить удобную одежду.

Коко Шанель и ее красная помада, ставшая культовой

В таких условиях не мог не проявиться гений Великой Мадемуазель. И она очень тонко поняла настроения своих заокеанских подруг и сестер. Революционерка в мире моды не только переодела женщин в удобные тельняшки и брюки, освободив их из стальных тисков корсетов, но и выпустила красную помаду под брендом из двух переплетенных С (Coco Chanel). Кстати, помада выпускается до сих пор как знак уважения к Коко Шанель: со времени своего создания в 1924 году ее производство не прекращалось ни на минуту.

Кристиан Диор и New Look: послевоенный шик

После окончания Второй мировой в моду вернулась женственность. Человечество истосковалось по красоте и ярким краскам, поэтому Диор, с его концепцией New Look, оказался очень кстати. Его утонченные модели нарядов с затянутой талией и пышной юбкой шли нарасхват: конечно, образ требовал финального штриха в виде глянцевой алой помады.

После этого помада становилась бледнее или темнее, в ней появлялись перламутр и блестки, но в косметичках миллионов женщин она прописалась навсегда. И, судя по всему, останется там надолго.


сейчас в тренде
Читатели говорят