45541 прочитал
0

«Отстаньте от ребёнка!» Детский психолог рассказала, что на самом деле нужно делать дошкольникам, чтобы вырасти умными и счастливыми

«Представляешь, сын в свои три уже знает все столицы и может показать, где какая страна на карте! А вы чему научились?»; «Моя девочка сама собирает пирамидку, а ей всего год. Ваша тоже так может?»; «Когда ты научишь своего читать? Ведь через год в школу. Вот мою можно оставить с книжкой хоть на целый час!»...

Мы часто слышим такие фразы. И очень переживаем. Всегда.

Переживаем, когда в год малыш еще не ходит, когда двухлетка носит памперс, а трехлетний не разговаривает, когда в четыре любимое чадо не может посчитать до десяти, а в пять не читает даже по слогам. Мы боимся не столько за детей, сколько за себя – постоянно ждем осуждения и порицания. А потому зачастую идем на опережение, пытаясь научить детей тому, что им еще не по возрасту.

Детский психолог Анастасия Глебова рассказала, на что действительно должны обращать внимание родители малышей от 0 до 7 лет.

Уровень интеллекта – не показатель

Ребенок не компьютер и не смартфон, которому надо быть умным. Очень важно смотреть на малыша и видеть целостную картину его развития, а не заострять внимание лишь на умениях, которые касаются мышления.

Например, один ребенок научился прекрасно читать, но при этом не имеет никаких навыков самообслуживания и постоянно закатывает истерики. А его сосед в свои 3–4 года не может даже буквы назвать, зато умеет ухаживать за собой, помогает по дому, способен сопереживать и сочувствовать. Эти навыки перекрывают достижения в области умственной сферы и в итоге делают трехлетнего кроху гораздо более успешным, чем первый малыш.

Нельзя оценивать развитие ребенка только по его умственным способностям. Кроме них, в дошкольном возрасте развиваются также крупная и мелкая моторика, вестибулярный аппарат и... – внимание! – эмоциональный интеллект.

Именно эмоциональному интеллекту родители малышей должны уделять максимум внимания: учить ребенка эмпатии, умению любить, общаться, выстраивать свои границы, осознавать и контролировать желания.

А мы пытаемся в это время запихнуть в детей знания, которые им еще не нужны по возрасту, зато в школе будут схвачены быстро, легко и естественно, поскольку мозг к тому моменту достигнет нужного уровня развития.

Как развивать эмоциональный интеллект ребенка

Это очень просто, но в то же время требует от нас гораздо больше сил.

В возрасте от 0 до 7 лет ребенку важнее всего получать максимум внимания, заботы и вовлеченности в его жизнь со стороны родителей. И чем младше малыш, тем ярче выражена его потребность в общении с близкими взрослыми. Конечно, если мама сама занимается с ним азбукой и счетом, а ему это интересно – такой формат занятий может быть очень ценным. Но, выбирая между прогулкой с папой по парку и развивающими занятиями в центре «Юный умник», маленький ребенок в большинстве случаев отдаст предпочтение первому варианту. И будет прав.

Да, он не выучит буквы и цифры, зато проведет время с любимым взрослым. А благодаря этому получит важнейшую базу для дальнейшего развития в школьном возрасте. Базу, которая позволит ему даже во взрослой жизни чувствовать себя уверенным и быть целеустремленным.

Кесарю – кесарево, а малышу – малышово.

Давайте позволим нашим дошкольникам расти и развиваться в их собственном ритме, не заставляя осваивать программу 1–3 класса. А если вдруг покажется, что ребенок слишком отстает от соседского вундеркинда, проверьте, каковы в реальности возрастные требования к его когнитивным способностям.

Кстати, возможно, вас это удивит, но даже в 6–7 лет ребенок не обязан считать более чем до 10 и обратно.

– Тревожность в сфере материнства растет, потому что требований к матери и ее ребенку все больше, а реальной информационной помощи при этом очень мало. Под такой помощью я подразумеваю не отрывочные сведения о чем-то, а доказательные исследования по возрастной психологии, психическому и физическому развитию. Очень важно опираться на научную фундаментальность. Поэтому главный совет тревожным мамам – доверяйте профессиональной литературе, а не блогерам.

Что делать, если ребенок и правда отстает

У всякой медали есть две стороны. На одной у нас – гипертревожность родителей, а на другой может оказаться их чрезмерная беспечность. По мнению эксперта, не стоит занимать попустительскую позицию, когда у малыша действительно есть сложности в той или иной сфере развития. В такой ситуации важно не закрывать глаза на проблему со словами «Он у меня такой», а честно искать ответ на вопрос: «Чем я могу сейчас помочь своему ребенку?» И опять же использовать в качестве базы не реплики из «мамских» сообществ, а медицинские возрастные требования и рекомендации по корректировке ситуации.

Для ясного понимания уровня развития ребенка лучше всего ежегодно проходить с ним диспансеризацию – показывать его тем специалистам, которые оценят речевое (логопед), психологическое (психолог) и физическое развитие (невролог, педиатр).

– Если есть сомнения, я рекомендую в дополнение к бесплатным врачам по возможности показать ребенка частным, которые будут готовы внимательно выслушать, не отмахиваясь от означенных проблем, и назначить грамотное лечение (или успокоить, что все хорошо). И лучше, если это будет не один специалист, а два-три – для широты картины.

А вы довольны развитием своего ребенка или чаще тревожитесь, что недостаточно вложились в него?


сейчас в тренде
Читатели говорят