«Отстаньте от ребёнка!» Детский психолог рассказала, что на самом деле нужно делать дошкольникам, чтобы вырасти умными и счастливыми
«Представляешь, сын в свои три уже знает все столицы и может показать, где какая страна на карте! А вы чему научились?»; «Моя девочка сама собирает пирамидку, а ей всего год. Ваша тоже так может?»; «Когда ты научишь своего читать? Ведь через год в школу. Вот мою можно оставить с книжкой хоть на целый час!»...
Мы часто слышим такие фразы. И очень переживаем. Всегда.
Переживаем, когда в год малыш еще не ходит, когда двухлетка носит памперс, а трехлетний не разговаривает, когда в четыре любимое чадо не может посчитать до десяти, а в пять не читает даже по слогам. Мы боимся не столько за детей, сколько за себя – постоянно ждем осуждения и порицания. А потому зачастую идем на опережение, пытаясь научить детей тому, что им еще не по возрасту.
Детский психолог Анастасия Глебова рассказала, на что действительно должны обращать внимание родители малышей от 0 до 7 лет.
Уровень интеллекта – не показатель
Ребенок не компьютер и не смартфон, которому надо быть умным. Очень важно смотреть на малыша и видеть целостную картину его развития, а не заострять внимание лишь на умениях, которые касаются мышления.
Например, один ребенок научился прекрасно читать, но при этом не имеет никаких навыков самообслуживания и постоянно закатывает истерики. А его сосед в свои 3–4 года не может даже буквы назвать, зато умеет ухаживать за собой, помогает по дому, способен сопереживать и сочувствовать. Эти навыки перекрывают достижения в области умственной сферы и в итоге делают трехлетнего кроху гораздо более успешным, чем первый малыш.
Нельзя оценивать развитие ребенка только по его умственным способностям. Кроме них, в дошкольном возрасте развиваются также крупная и мелкая моторика, вестибулярный аппарат и... – внимание! – эмоциональный интеллект.
А мы пытаемся в это время запихнуть в детей знания, которые им еще не нужны по возрасту, зато в школе будут схвачены быстро, легко и естественно, поскольку мозг к тому моменту достигнет нужного уровня развития.
Как развивать эмоциональный интеллект ребенка
Это очень просто, но в то же время требует от нас гораздо больше сил.
В возрасте от 0 до 7 лет ребенку важнее всего получать максимум внимания, заботы и вовлеченности в его жизнь со стороны родителей. И чем младше малыш, тем ярче выражена его потребность в общении с близкими взрослыми. Конечно, если мама сама занимается с ним азбукой и счетом, а ему это интересно – такой формат занятий может быть очень ценным. Но, выбирая между прогулкой с папой по парку и развивающими занятиями в центре «Юный умник», маленький ребенок в большинстве случаев отдаст предпочтение первому варианту. И будет прав.
Да, он не выучит буквы и цифры, зато проведет время с любимым взрослым. А благодаря этому получит важнейшую базу для дальнейшего развития в школьном возрасте. Базу, которая позволит ему даже во взрослой жизни чувствовать себя уверенным и быть целеустремленным.
Кесарю – кесарево, а малышу – малышово.
Давайте позволим нашим дошкольникам расти и развиваться в их собственном ритме, не заставляя осваивать программу 1–3 класса. А если вдруг покажется, что ребенок слишком отстает от соседского вундеркинда, проверьте, каковы в реальности возрастные требования к его когнитивным способностям.
Кстати, возможно, вас это удивит, но даже в 6–7 лет ребенок не обязан считать более чем до 10 и обратно.
Что делать, если ребенок и правда отстает
У всякой медали есть две стороны. На одной у нас – гипертревожность родителей, а на другой может оказаться их чрезмерная беспечность. По мнению эксперта, не стоит занимать попустительскую позицию, когда у малыша действительно есть сложности в той или иной сфере развития. В такой ситуации важно не закрывать глаза на проблему со словами «Он у меня такой», а честно искать ответ на вопрос: «Чем я могу сейчас помочь своему ребенку?» И опять же использовать в качестве базы не реплики из «мамских» сообществ, а медицинские возрастные требования и рекомендации по корректировке ситуации.
Для ясного понимания уровня развития ребенка лучше всего ежегодно проходить с ним диспансеризацию – показывать его тем специалистам, которые оценят речевое (логопед), психологическое (психолог) и физическое развитие (невролог, педиатр).
А вы довольны развитием своего ребенка или чаще тревожитесь, что недостаточно вложились в него?