1425 прочитали
0

Чайная церемония по-японски: как на неё повлияли самураи

Гейши, самураи и завораживающая чайная церемония — пожалуй, главные ассоциации европейцев с Японией. Интересно, что все они связаны между собой, а в истории чайной школы даже нашлось место одному харакири. В этой статье расскажем о том, как проходит японская чайная церемония и что повлияло на ее формирование.

Фото: mai-ko.com

Статью комментирует
Виталий Романов
Эксперт по японскому чаю
Основатель компании ORIGAMI TEA

Составляющие японской чайной церемонии

Фактически весь ритуал сводится к встрече чайного мастера и гостей, приготовлению и совместному распитию чая за беседой, но его глубинный смысл выходит за рамки описываемых действий. Каждый предмет и каждое движение чайного мастера наполнены символизмом, направленным на достижение гармонии и баланса. Чайная церемония — это медитативный процесс, позволяющий гостю соединиться с другими участниками и окружающим пространством, осознать и увидеть истинную красоту мира через разум и чувства.

Фото: pexels.com

Место для церемонии

Чайный домик (тясицу) состоит всего из одной комнаты и в соответствии с принципами философии ваби-саби («ваби» — скромная простота, «саби» — налет старины) имеет простое внутреннее убранство. Вход у домика намеренно низкий, поэтому войти в него можно, только поклонившись. В прошлом это заставляло самураев оставлять длинные мечи за порогом, а в дальнейшем приобрело более глубокий смысл: поклон уравнивал всех участников церемонии, независимо от их статуса и богатства. Напротив входа находится токонома — ниша в стене, куда помещаются сосуд для благовоний, цветы и свиток с изречением, которое выбрал мастер на этот раз. В центре комнаты расположен очаг.

Фото: pexels.com

Чайный сад (тянива) вокруг домика погружает гостей в атмосферу покоя и отрешенности. Обычно в нем можно встретить бамбук, вечнозеленые кустарники, сосны и камни, поросшие мхом. Его важная часть — каменная дорожка (родзи), ведущая к домику. Проходя по ней, гости отрешаются от бытовой суеты и настраиваются на церемонию.

Фото: unsplash.com

Чайный мастер — хозяин или хозяйка церемонии. На протяжении долгого времени чайными мастерами были исключительно мужчины. Мастерством приготовления чая владели монахи и их ученики, самураи, сегуны. Однако позже появились и хозяйки чайных домиков, а сегодня их можно встретить даже чаще, чем хозяев.

Виталий Романов
Эксперт по японскому чаю
Основатель компании ORIGAMI TEA

Японские гейши также владеют искусством чайной церемонии. Но называть их чайными мастерами неправильно. Проведение церемонии для гейш не призвание, а только один из видов развлечения гостей.

Фото: unsplash.com

Посуда для приготовления чая должна быть простой, но обязательно с историей. Любование следами времени — трещинками, сколами, шероховатостями — придает чайному действу особый смысл. Утварь может быть выполнена из разных видов керамики и в разной технике, но всегда составляет единый ансамбль.

Церемония подразумевает использование шкатулки для хранения чая (тябако), котел для кипячения воды (тягама), бамбуковую ложку для сухого чая (тясяку), бамбуковый венчик для взбивания (тясэн), салфетку, которой вытирают чаши (тякин), и сами чаши, в которые наливают чай (тяван).

Фото: mai-ko.com

Как проходит японская чайная церемония

Перед входом в сад гости снимают верхнюю одежду и обувь в специальном помещении. Здесь же им могут подать горячую воду в чашках, чтобы настроить на церемонию. Получив приглашение хозяина, они проходят по каменной дорожке родзи к домику, любуясь красотой сада. У входа в домик расположен небольшой каменный колодец с бамбуковым ковшиком, водой из которого нужно омыть лицо, руки и ополоснуть рот.

В комнате уже горит очаг. Хозяин дает гостям немного времени, чтобы они успели рассмотреть убранство домика, и только потом заходит сам и занимает место у очага. Пока вода в котле нагревается, гостей угощают легкими закусками — кайсэки, чтобы голод не мешал им наслаждаться церемонией. После подают омогаси — маленькие рисовые пирожные.

Фото: unsplash.com

Приготовление чая проходит в молчании. Потрескивание углей в очаге смешивается с бурлением закипающей воды, а после к ним добавляется тихий стук чайной утвари. Мастер очищает посуду салфеткой, засыпает порошок матчи в чашу, заливает его горячей водой и взбивает венчиком.

Первая чаша — общая. Хозяин передает ее самому почетному гостю, тот делает маленький глоток и, разворачивая другой стороной, передает далее по старшинству. Когда пустая чаша возвращается к хозяину, он снова дает ее гостям — на этот раз, чтобы те могли оценить ее красоту и ощутить фактуру.

В следующей части церемонии мастер готовит более легкий чай для каждого гостя. Приходит время бесед: можно обсудить изречение на свитке и красоту цветов, поделиться впечатлениями о напитке… Главное — не говорить о делах и работе. После распития чая гостям снова предлагают рассмотреть и подержать в руках пустую посуду.


Ответив на все вопросы, хозяин извиняется и покидает комнату. Это сигнал для гостей, что церемония подошла к концу. Когда они уходят, хозяин провожает их молчаливым поклоном у входа в домик. После этого он возвращается в помещение, убирает посуду, цветы, свиток и протирает татами. Церемония не должна оставлять внешних следов, только память в сознании ее участников.

Виталий Романов
Эксперт по японскому чаю
Основатель компании ORIGAMI TEA

Существует множество вариантов проведения церемонии, в том числе сокращенные, ограниченные комнатой без сада. Также есть более европеизированные церемонии, на которых гости сидят не на коленях, а за столом.

Фото: pexels.com

Становление чайной церемонии в Японии: от застольного веселья к покою и почтительности

Классическая японская чайная церемония «тя-но ю» или «тя до» («путь чая»), сформировавшаяся более 500 лет назад, подразумевает приготовление и распитие порошкового чая матча. Знакомый нам ритуал — взбивание порошка бамбуковым венчиком — изначально появился в Китае во время династии Сун (960–1280 гг.) и был привезен в Японию буддийским монахом Эйсаем. До этого времени в Стране восходящего солнца чай пили только священнослужители, и в основном это были листья, спрессованные в кирпичи. Эйсай написал трактат о пользе напитка и презентовал его сегуну. Правитель оценил подарок, и с его подачи чай распространился среди самурайского сословия. Впрочем, чайные обычаи того времени были еще далеки от современных и больше напоминали веселый банкет.

Фото: pexels.com

Все изменилось в XV веке с появлением философии ваби-саби — способности принимать красоту в мимолетности и несовершенстве. Под ее влиянием сформировалась новая культура чайной церемонии, противоположная самурайским пиршествам. В ее основе было четыре принципа: гармония, почтительность, чистота, покой.

Позже для церемонии стал использоваться отдельный, намеренно простой домик с садиком и каменной дорожкой, а также посуда грубой работы, при этом каждый предмет и действо приобрели символический смысл.

Сэн-но Рикю / wikimedia.org

Три школы чайной церемонии и трагическая судьба их основателя

Многими важнейшими атрибутами — последовательностью действий, садом и каменной дорожкой к домику — чайная церемония обязана мастеру Сэн-но Рикю, жившему в XVI веке. Именно он превратил действо в миниатюрный спектакль, направленный на любование скрытой красотой обычных предметов.

Фото: unsplash.com

Сэн-но Рикю основал школу чайного мастерства Сэнкэ, а его потомки в дальнейшем сформировали три учения на ее основе — Урасэнкэ (буквально — «задний дом Сэн»), Омотэсэнкэ («передний дом Сэн») и Мусякодзисэнкэ («дом на улице Мусякодзи»). Церемонии разных школ различаются особенностями посуды и приготовления напитка. Например, в Омотэсэнкэ чай взбивают не так сильно, поэтому на его поверхности образуется меньше пены. Отделения школ представлены по всему миру, в том числе и в России.

Кончина самого Сэн-но Рикю была трагической. Стремление мастера к простой красоте было неугодно его господину — видному политическому и военному деятелю Тоётоми Хидэёси. Тот ценил пышные церемонии и дорогую посуду. Япония — страна жестоких нравов, и в 1591 году господин приказал чайному мастеру совершить харакири.

Фото: pixabay.com

Церемония с листовым чаем

Технологии изготовления листового чая также пришли в Японию из Китая, но японцы привнесли в них новшество — паровую обработку листьев для предотвращения ферментации. Так, в середине XVIII века появился чай сенча. Постепенно вокруг него тоже сформировалась чайная церемония — сенча-до («путь сенчи»). Она больше ориентирована на китайскую культуру и напоминает церемонию гунфу ча, отличаясь от нее ритуалами, последовательностью действий и методом заваривания напитка. Если в гунфу ча используют классические проливы, то в сенча-до — три последовательных заваривания.

Церемонию не всегда проводят именно с сенчей. Ее жемчужиной может быть любой листовой японский чай.


сейчас в тренде
Читатели говорят