Добро, зло и немного жути в русских народных сказках: психолог объяснил, зачем это вашему ребёнку
Страшные истории и мистические герои притягивают детей. Настолько, что часто дети сами становятся авторами страшилок. Ведь все эти «В темном-темном городе…» передаются из уст в уста именно детьми. А как насчет историй на ночь про Бабу-ягу? Неужели родителям стоит забыть о подобном фольклоре? Мы выяснили, как относятся к страшным сказкам семейные психологи.

Кадр из сказки «Огонь, вода и медные трубы» (1967)

Корни и смысл русских народных сказок
Предки сказок — былины, которые формировались еще на заре Руси. Постепенно одни и те же мифологические сюжеты обрастали новыми деталями, с изменением исторической обстановки менялся антураж и быт героев. Оставалось одно — мораль сказок, их социальная и воспитательная роль: с помощью них детям объясняли ход вещей и устройство жизни.
Смысл многих сказок заключается в том, чтобы дети не уходили далеко от дома, потому что в мире есть такие места, где водятся существа, встречаться с которыми опасно. «Береги братца, не ходи со двора!» — предостерегают родители маленькую героиню. Или: «В тот чулан не заглядывай!» Но запрет нарушен, и ребенок понимает, какие неприятные последствия потом наступают. Соответственно, вся жестокость в старых сказках нужна была для того, чтобы дети делали так, как велят родители. Сейчас мамы и папы чаще сами объясняют ребенку причинно-следственную связь процессов, а раньше эту функцию выполняли именно сказки.

Фото: pexels.com
Герои сказок: злодеи, наставники и представители загробного мира
Большинство персонажей имеют языческие корни и присутствуют в славянской мифологии. В сказках их образы преломляются, становятся более многогранными и сложными. Один и тот же персонаж в разных произведениях то предстает в более зловещей форме, то поворачивается своей светлой (или слабой) стороной. Все как в жизни.

Кадр из сказки «Морозко» (1964)
Баба-яга: ведьма, наставница и покойница
У славян Баба-яга охраняет вход в загробный мир, недаром одна ее нога костяная. Живет бабушка в «гробу» — тесной избушке на курьих ножках. Баба-яга чаще всего кровожадна и намекает: не связывайся, не то в печь полезешь. В общении с этим персонажем героям мужского пола приходится подключать всю свою смекалку, чтобы избежать смерти. Впрочем, отношения с героинями у старушки складываются несколько иначе.
Екатерина КочетоваСемейный психологГештальт-терапевтСексологМне нравится история Василисы Премудрой, которая поселилась у Бабы-яги и, выполняя всяческие поручения, которые та ей давала, проходила женскую инициацию у старшей женщины. В этом случае Баба-яга играла роль наставницы. И когда Василиса сделала все задания, то смогла получить обещанный череп с горящими глазами, который указал ей путь домой.

«Кащей Бессмертный» (1944)
Кощей Бессмертный: немощный старик и неудачливый влюблённый
Сказки учат нас: сколько Кощея ни убивай, в другой истории он вновь оживет — как и любое неискоренимое до конца зло, требующее бесконечной борьбы. Но Кощей не так силен, как кажется: его существование зависит от тоненькой иглы и хрупкого символа жизни — яйца. Кроме того, упорство и благие дела (помощь Ивана Царевича второстепенным героям) непременно помогают победить зло. Хотя бы на время.
Кощею катастрофически не везет в любви. Но не потому ли, что его методы ухаживаний за невестами-красавицами слишком уж абьюзивные? Вместо цветов и комплиментов — похищение. Вместо злата — темница.

Фото: freepik.com
Сказка — как путешествие по загробному миру
Граница между миром живых и миром мертвых есть почти во всех сказках: Калинов мост на реке Смородине, темный лес… Иногда за метафорический переход отвечают даже одушевленные персонажи (например, гуси-лебеди). Потусторонний мир служит для героя местом некой инициации, когда его жизненные принципы подвергаются проверке. В сказке «Гуси-лебеди» сестрица поначалу была девочкой избалованной. «Я у батюшки и пшеничного не ем!» — говорит она, отказываясь от предложения угоститься ржаным хлебушком. Зато после того, как понимает, что опасность вновь настигает ее и найденного брата, сразу становится кроткой и решает, что на добро нужно отвечать добром.
Путешествие лежит в основе сюжета большинства сказок. На пути встречаются препятствия, и от того, как герой их преодолеет, зависит его судьба. Тут важны и смелость, и смекалка, и милосердие, за которое платят добром. Умело преодолевая сложности, герой побеждает.

Фото: pexels.com
Зачем ребёнку этот загробный мир и на что намекают сказки
Все сказки построены примерно по одной схеме. Обратите внимание: чаще всего главные герои — дети или молодые люди. А сама история — это путешествие между мирами ради познания, где каждая деталь имеет смысл. Для ребенка сказки символизируют переход из мира детства во взрослую жизнь, а он часто бывает болезненным и сопровождается испытаниями.
Все персонажи и ситуации учат малышей проецировать увиденные модели поведения на разные жизненные сферы, понимать, как делать можно, а как нельзя, какая стратегия ведет к успеху, а какая — к поражению. А еще сказки прямо говорят, что от злых персонажей нужно держаться подальше, но, если уж жизнь с ними столкнула, надо бороться и не сдаваться, часто отвечая на силу силой, а на хитрость — хитростью.

Фото: freepik.com
В народных сказках скрыты архетипические образы, через которые ребенок усваивает правильные стратегии поведения в сложных ситуациях: как преодолевать трудности, как обращаться за помощью и поддержкой, как отличить добро от зла. Однако важно подбирать сказки по возрасту, чтобы ребенок сумел осмыслить поступившую информацию.
Екатерина КочетоваСемейный психологГештальт-терапевтСексологЧитайте детям старые сказки, говорите о том, что происходит, обсуждайте героев. В народных сказках спрятана житейская мудрость наших предков. Да, в этих историях есть место и боли, и страху. Как и во взрослой жизни. Бояться негативных переживаний не стоит: ребенок должен смело войти в свой собственный таинственный лес, чтобы повзрослеть.
Именно старые народные сказки, пусть даже местами страшные, являются источником мудрости, учат добру, эмпатии и милосердию. А еще их так интересно перечитывать вместе с детьми и осмыслять заново. Согласны?

Кадр из сказки «Огонь, вода и медные трубы» (1967)