1331 прочитал
0

Эмоции как ключ к успеху: пять шагов для развития эмоционального интеллекта у взрослых

Что общего у Шелдона Купера из «Теории большого взрыва» и Гомера Симпсона? Оба персонажа имеют низкий эмоциональный интеллект. Разберемся, что это такое, а также как и зачем прокачивать эмпатию взрослым и состоявшимся людям.

Фото: freepik.com

Статью комментирует
Екатерина Кочетова
Семейный психолог
Гештальттерапевт
Сексолог

Что такое эмоциональный интеллект и почему он так важен

Еще 30–40 лет назад все говорили только об IQ — коэффициенте умственного развития. Фразы родителей и учителей вроде «Будешь плохо учиться — станешь дворником» давали установку на то, что высокие интеллектуальные навыки (hard skills) гарантируют место под солнцем. Однако вскоре стало понятно, что для успеха не менее важны и гибкие навыки (soft skills) — умение понимать себя и выстраивать социальные связи. Так появилось понятие эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность человека разбираться в своих и чужих эмоциях, мотивации, желаниях и целях, а также умение ими управлять для решения жизненных задач. Высокий уровень EQ помогает человеку выстраивать качественные отношения с людьми, быстро двигаться по карьерной лестнице и проще переживать стрессовые ситуации.

EQ не зависит от IQ: можно писать с ошибками, но хорошо разбираться в людях и достигнуть высот, например, в маркетинге. А можно иметь блестящий аттестат и не реализоваться в жизни из-за отсутствия самоконтроля и навыков общения.

Признаки низкого EQ

Человек с низким эмоциональным интеллектом — это не обязательно затворник, неудачник или ледышка без эмоций. Например, Ипполит из «Иронии судьбы» — явно успешный мужчина с хорошим достатком, а Шелдон Купер — гений в области физики. Однако оба не умеют и не желают слушать других людей, не считаются с их чувствами и смотрят на мир исключительно через призму собственных взглядов и догм. Обладая навыками эмпатии, Ипполит мог бы сохранить отношения с любимой женщиной, а доктор Купер — избежать козней коллег и эффективнее справляться с рабочими задачами.

Как определить уровень эмоционального интеллекта и от чего он зависит

Существует множество тестов на определение уровня эмоционального интеллекта — тест Холла, Майера — Саловея — Карузо и другие. Однако независимо от их результатов развивать EQ полезно всем. Успех в делах или отношениях во многом зависит от способности понимать себя и других людей. Умение распознавать свои чувства, например отличать злость от обиды, не только повышает самооценку и дает ощущение спокойствия и гармонии с собой, но и позволяет контролировать проявление эмоций и давать им правильный выход.

Мюррей Боуэн / goodreads.com

Американский психолог Мюррей Боуэн еще в 70-х годах прошлого века утверждал, что тот, кто умеет отделять рассудок («я думаю) от эмоций («я чувствую»), более адаптивен в обществе: быстро находит правильные слова в любой ситуации и не зависит от чужого мнения.

Екатерина Кочетова
Семейный психолог
Гештальттерапевт
Сексолог

Важно не только заметить эмоцию, но и понять, с чем она связана. Это поможет выразить ее адекватно ситуации, в которой вы находитесь.

Предрасположенность к высокому эмоциональному интеллекту отчасти обусловлена генетикой, но во многом зависит от воспитания и социальной среды, в которой рос ребенок. Хорошая новость для тех, кто уже вырос: при желании эмпатию можно натренировать.

Фото: freepik.com

Как тренировать EQ: пять составляющих успеха

Проще всего отталкиваться от составляющих эмоционального интеллекта. Популяризатор EQ Дэниел Гоулман считает, что он состоит из пяти компонентов: самопознания, саморегуляции, мотивации, эмпатии (сопереживания), социальных навыков. Пройдемся по каждому из них.

1. Самопознание: анализируйте эмоции в течение дня.

Заведите дневник эмоций и записывайте в него свои ощущения за день. Можно разделить страничку на две графы: в одной пишите эмоцию, а во второй — ситуацию, которая ее вызвала. Так вы сможете отследить свою реакцию на окружающие события.

Фото: freepik.com

Екатерина Кочетова
Семейный психолог
Гештальттерапевт
Сексолог

Эмоции, чувства, состояния — не синонимы. Эмоция — это кратковременная реакция. Чувство складывается из нескольких эмоций, оно более глубокое и продолжительное. А состояние не только продолжительное, но и устойчивое. Например, обида — это эмоция, ревность — чувство, депрессия — состояние.

Если разобраться с ощущениями сложно, держите под рукой список с перечислением возможных эмоций, чувств и состояний. Посмотрите на него и спросите себя: «Что я ощущаю?» Слово, на которое возникнет отклик, и будет вашей эмоциональной реакцией на происходящее.

Радость Грусть  Злость Страх Удивление Отвращение
блаженство апатия агрессия беспокойство интерес стыд
бодрость печаль гнев настороженность любопытство вина
восторг скука недовольство замешательство любознательность брезгливость
уверенность тоска досада паника внимание осуждение
покой расстроенность сердитость ужас влечение презрение
умиротворение усталость зависть испуг вдохновение омерзение
счастье одиночество ревность тревога возбуждение отторжение
нежность опустошенность привередливость сомнение воодушевление пренебрежение
любовь подавленность раздражение недоверие ошеломление смущение
доверие разбитость неудовлетворение неуверенность узнавание стеснительность

2. Саморегуляция: ищите рациональный выход для эмоций.

Не бывает плохих или хороших эмоций, правильных или неправильных. Злость — это просто злость, радость — просто радость. Однако, испытывая их, люди ведут себя по-разному. Например, одни дают выход злости, обижая окружающих, другие направляют ее в созидательное русло — добиваются справедливости, защищают слабых.

Даже самые сильные эмоции не нужно подавлять. Сначала определите, что вы чувствуете, признайте, что вы злитесь или обижаетесь, и только потом подумайте, как лучше это пережить. Например, в случае обиды правильнее поговорить о ней с человеком, который стал ее причиной, а если это не дало облегчения, то можно побыть наедине с собой, пожаловаться другу или сбросить напряжение в спортзале.

Фото: freepik.com

3. Мотивация: ставьте цели и действуйте.

Умение достигать поставленных целей требует хороших социальных навыков и является одним из признаков высокого ЕQ. Начните с малого: набросайте список простых желаний. Например, похудеть к лету, обновить гардероб, получить повышение на работе. Распишите, какие действия нужно сделать для их осуществления, и двигайтесь к цели маленькими шажками. Главное — не переставать делать хотя бы что-то: если запал заниматься спортом быстро прошел, не прекращайте прогулок в парке. Действие — один из главных двигателей мотивации.

Фото: pexels.com

4. Сопереживание: анализируйте чужие эмоции и пробуйте их проживать.

По аналогии с личным дневником эмоций отмечайте, что и в каких ситуациях чувствуют окружающие люди. Если разбираться в чужих эмоциях вам пока сложно, попробуйте использовать практику активного слушания в общении. Будьте внимательны к словам собеседника, не перебивайте его и задавайте уточняющие вопросы. Это поможет увидеть происходящее со стороны другого человека.

Екатерина Кочетова
Семейный психолог
Гештальттерапевт
Сексолог

Проверять гипотезы и искать обратную связь на свои поступки — это нормально. Если вы не можете понять, что расстроило человека или чем расстроили его вы, спросите его об этом напрямую.

Фото: freepik.com

5. Социальные навыки: общайтесь с другими людьми.

Умение находить общий язык с разными людьми — один из полезнейших гибких навыков (soft skills). Логично, что для его развития нужно расширять круг социальных контактов. Не избегайте корпоративных праздников, займитесь командным видом спорта, участвуйте в квизах. Если при этом вы испытываете страх — например, из-за травматического опыта, — то проработать дискомфорт при общении поможет психолог. В любом случае двигайтесь от малого к большему: сначала научитесь понимать себя и только потом оттачивайте этот навык на окружающих.

Самопознание (мастер Йода), саморегуляция (Гэндальф из «Властелина колец»), мотивация (русалочка Ариэль), эмпатия (Царевна-лягушка или Василиса Премудрая), социальные навыки (Альф или Осел из «Шрека»)



сейчас в тренде
Читатели говорят
А в чем проблема то?Сейчас проблемы с общением не только у детей, но у взрослых - все повально не отрываются от смартфонов и планшетов, общаются только в соц. сетях и по мобильному. Увы, но это побочный эффект технического/технологического прогресса и проблема всего общества в целом, а не только детей.Школа же нацелена только на ЕГЭ и никак не способствует самовыражению детей.И вдруг - дети сами нашли возможность для живого общения, самовыражения и развития. Да как они посмели...Это надо только приветствовать и поддерживать, организовывать какие-то веселые, красочные соревнования с призами и т.п., а не предлагать сразу тащить детей к психиатру, тем более, что сами взрослые мало чего способны предложить интересного детям.Кстати, взрослые тоже когда-то были детьми и студентами, но почему-то это совсем забыли, а также и то, что от их "шалостей" у родителей тоже порой волосы дыбом вставали. Но при этом взрослые считают, что только ОНИ могут ПРАВИЛЬНО судить, что хорошо и правильно, а что плохо и неправильно.Дети вырастут, детство закончится. Вы же не думаете, что выросшие дети на работу в офис или в банк придут с хостиком и в маске зебры? А если вы так думаете, то это вам надо к психиатру, а не детям. Родителям о квадробике: почему дети носят маски и...