5244 прочитали
0

Как отреагировать на плохие оценки и помочь ребёнку их исправить: мастер-класс для родителей

На знаменитой картине «Опять двойка» все герои ведут себя по-разному: мама расстроена, сестра осуждает, младший брат насмехается. Эти эмоции естественны, но ни одна из них не поддержит огорченного школьника. Как отреагировать на плохие оценки ребенка и замотивировать его на учебу? Разберемся в этой статье. 

Картина «Опять двойка», художник Фёдор Решетников

Статью комментирует
Анастасия Глебова
Семейный психолог
Основатель Центра психологического развития детей

Как принять плохие оценки: советы для родителей

Не сравнивайте ребёнка с собой

Родителям, у которых в свое время не было проблем с учебой, смириться с неуспехами детей сложнее всего. Однако сравнивать современную школу с той, что была двадцать-тридцать лет назад, бессмысленно и непродуктивно. Изменились мировые и социальные обстоятельства, программа обучения, нагрузка и требования к детям. Несмотря на доступность информации, учиться в школе стало намного сложнее.

Ваш ребенок — не вы. Примите новые правила и выработайте стратегию поведения и обучения, не оглядываясь назад.

Фото: pexels.com

Не рассматривайте оценки как критерий успеха

Родителям может казаться, что пятерки и красный диплом — залог успешности ребенка. Про это часто твердят и учителя, пугая двоечников, что те ничего не добьются в жизни.

Однако не забывайте, что призвание у каждого человека свое, а успех и счастье не всегда измеряются деньгами. Стив Джобс плохо учился в школе, но создал огромную IT-корпорацию, в то время как круглый отличник в будущем вполне может отказаться от материальных благ и заниматься неприбыльным, но любимым делом.

Когда вы злитесь на ребенка из-за очередной двойки, подумайте, что важнее — быть отличником или быть счастливым человеком, реализовавшись в чем-то другом?

Фото: freepik.com

Примите то, что оценки не всегда объективны

Оценки не всегда отражают способности ребенка, они зависят от множества факторов: дисциплины ученика, соответствия его требованиям данной школы, субъективного взгляда учителя.

Рассматривайте их не как данность, а как указание направления, в котором нужно работать. Возможно, у ребенка действительно есть трудности с предметом, и тогда вопрос можно решить занятиями с репетитором. Может быть, он не справляется с программой данной школы, ведь не всем детям нужно учиться в лицеях и гимназиях. Кому-то имеет смысл поработать над поведением, в том числе с психологом. А иногда успеваемость улучшается при смене учителя, с которым у ребенка не сложились отношения.

Фото: freepik.com

Доверяйте ребёнку

Если вы уверены, что ребенок замотивирован, умеет обрабатывать информацию, знает материал и школьные правила, то на шероховатости его учебы можно закрыть глаза. Получать разные оценки — это нормально.

Анастасия Глебова
Семейный психолог
Основатель Центра психологического развития детей

В начальной школе детям нужна мотивация и помощь со стороны родителей, в том числе с домашними заданиями. Но по мере роста им необходимо давать больше самостоятельности. Стремитесь к тому, чтобы после девяти-десяти лет ребенок делал уроки сам и нес ответственность за выученный материал и оценки.

Фото: pexels.com

Как замотивировать ребёнка на учёбу и хорошие оценки

Подайте пример

Когда сами родители постоянно учатся, повышают квалификацию и развиваются, то и ребенок воспринимает учебу не как каторгу, а как естественный процесс. Обязательно рассказывайте ему, как новые знания и навыки облегчают вам жизнь и помогают становиться лучше.

Обозначьте правила

Трудно победить в игре, не зная ее правил. Точно так же и с учебой. Обговорите четкое время для выполнения домашних заданий и отдыха, разработайте систему поощрений и наказаний за оценки или замечания учителя. Нельзя ни с того ни с сего запрещать ребенку смотреть телевизор или пользоваться гаджетами из-за двоек, если вы не обсуждали это с ним заранее. Важно, чтобы правилам следовали все члены семьи: мама и папа должны придерживаться одной тактики, а не играть в плохого и хорошего полицейского.

Анастасия Глебова
Семейный психолог
Основатель Центра психологического развития детей

На самом деле дети любят правила, им с ними намного легче. И, разумеется, правила не должны меняться, если мама в плохом настроении или расстроена из-за очередной двойки. Иначе мотивация превратится в манипуляцию.

Фото: pexels.com

Используйте поощрения вместо наказаний

Чтобы учеба не вызывала отторжения, нужно подкреплять позитивные эмоции, а не множить негатив. Часто родители охотно ругают за двойки, но слабо реагируют на пятерки и четверки. Это неправильно. Делайте акцент прежде всего на успехах ребенка: хороших оценках, похвале учителя, домашней работе, выполненной без помарок.

Этот принцип работает и с системой запретов и поощрений. Если ребенок знает, что за пятерку его ждет что-то хорошее, он будет стараться ее получить, в то время как постоянные мысли о наказании за плохие отметки будут его демотивировать. Поставить позитивную цель и идти к ней вместе лучше, чем запрещать и загонять ребенка в страх неудачи, тревожность и невроз.

Фото: pexels.com

Не бойтесь финансовой мотивации

До восьми-девяти лет у детей еще нет внутренней мотивации, и ждать, что они захотят учиться сами, бесполезно. Поэтому стимулировать к получению хороших оценок можно и нужно извне.

Для первоклашек хорошо работают дневники успеха. Это может быть тетрадка или большой плакат на стене по типу адвент-календаря. Поставьте вместе цель, например выполнить все домашние задания за неделю и ответить на четыре и пять, и отмечайте каждый день наклейкой. Это не только поможет школьнику визуализировать его успехи, но и научит ставит цели и планомерно их достигать.

Фото: pexels.com

Мотивировать на учебу и хорошие оценки можно и материальными благами. Назначьте за каждую пятерку и четверку небольшое, но фиксированное денежное вознаграждение. А еще можно предложить накопить на подарок покрупнее и вместе пофантазировать, что бы это могло быть.

Анастасия Глебова
Семейный психолог
Основатель Центра психологического развития детей

Важно, чтобы цель была реальной и быстродостижимой: не планшет в конце года, а маленький набор «Лего» или поход в игровую в конце месяца. Это поможет моментально подтвердить позитивное восприятие. Тогда у ребенка появится азарт, он поймет, что может управлять своими действиями и нести ответственность.

Фото: freepik.com

Учите сравнивать с собой, а не с другими

Не стоит приводить в пример более успешных в учебе одноклассников или условного «сына маминой подруги». Сравнивайте результаты самого ребенка в динамике: вчера была тройка, а сегодня четверка. Вчера было две ошибки в контрольной, а сегодня только одна. Используйте положительное подкрепление любых, даже маленьких достижений: если вся строчка у малыша получилась кривая, найдите самую ровную букву и похвалите за нее. Так фокус внимания сместится на успехи, а не на поражения.

Измените подход к учёбе и поддержите

Плохие отметки расстраивают ребенка не меньше, чем его родителей. Поддержите его!

Тревожные дети зацикливаются на недочетах, бесконечно все переписывают и исправляют. Важно показать, что вы видите их старания. Спросите, чем вы можете помочь. Кому-то удобнее сначала написать домашнюю работу в черновик, кому-то — сделать ее на пару или по очереди с мамой.

Фото: pexels.com

Если двойки и тройки связаны с невнимательностью ребенка, дробите нагрузку и делайте короткие переменки каждые пятнадцать минут.

За злостью на оценки может прятаться страх наказания или насмешек со стороны одноклассников. Обсудите этот вопрос и давайте малышу время на то, чтобы он выпустил пар. Можно сделать из этого небольшой ритуал. Например, каждый день после школы злиться десять-пятнадцать минут. Разрешите ребенку побить подушку, поругаться, а потом переведите его эмоции в спокойное русло.

Фото: freepik.com

Обращайте внимание на успехи вне школы

Первые два года учебы могут стать испытанием для всей семьи. Ученики и их родители так зацикливаются на заданиях и оценках, что школа становится центром мира. Обращайте внимание и на другие сферы жизни. После уроков обсуждайте не контрольные, а грядущие выходные. Например, как вы их проведете независимо от того, какие оценки будут в дневнике. Ребенку важно понимать, что его любят не за отметки, а просто так.

Не забывайте, что у вашего ученика есть и другие социальные роли. Озвучивайте все его успехи помимо школы: как замечательно получается заправлять постель, играть с младшей сестренкой или строить башни из конструктора.


сейчас в тренде
Читатели говорят