• Блог
  • Дети
  • Почему детям приходится всё повторять по 100 раз и как до них достучаться

Почему детям приходится всё повторять по 100 раз и как до них достучаться

Мнение психолога и практические советы родителям

4 мин.
07.06.2022

«Я тебе сто раз сказала, а ты как будто не слышишь!»
«Неужели нельзя сделать с первого раза?»
«Да сколько же можно повторять!»

Даже самые спокойные и терпеливые родители наверняка хоть раз произносили эти фразы. Потому что терпение действительно заканчивается, когда на десятую просьбу убрать игрушки, надеть пижаму или сделать еще что-то важное и полезное (с точки зрения родителей) в ответ раздается лишь нечленораздельное мычание.

Разве детям сложно сделать то, что мы просим? Или они издеваются над нами? Разбираемся вместе с семейным психологом и нейропсихологом Анастасией Глебовой.

01.jpg

«Завис» или вредничает? Почему малыш не делает то, о чём его просят

Впервые вопрос, почему ребенок не слушается, возникает, когда малышу исполняется примерно три года. Трогательный младенец, который раньше не выпускал из вида маму или другого значимого взрослого, теперь перестает реагировать даже на свое имя. Это нормально, это не из вредности.

02.jpg

Примерно к трем годам начинает развиваться навык самостоятельной игры. А когда малыш полностью погружен в процесс – занят игрой с машинкой, куклой, листочком, палочкой, – все другие его сенсоры восприятия отключаются и остального мира для него в этот момент просто не существует. Об этом стоит помнить, если вы хотите сберечь свою нервную систему.

Чтобы мягко вывести ребенка из этого состояния, подойдите, легонько потрогайте его за руку или плечо, погладьте по спинке, посмотрите в глаза. Задайте вопрос или прокомментируйте игру: «Во что ты играешь? Ух ты, как интересно!» И только потом озвучивайте просьбу. И обязательно дождитесь ответа.

03.jpg

У детей в 3–4 года еще довольно низкая скорость обработки информации. Даже если они говорят что-то связное и строят предложения, взрослую быструю речь им воспринимать сложно. Говорите медленно, используйте короткие четкие предложения. Если ребенок не слышит обращение, присядьте, чтобы ваши глаза оказались на одном уровне, и повторите. Можно спросить: «Где у мамы глазки?» Это поможет установить зрительный контакт.

04.jpg

Трехлетний ребенок, хоть и кажется подросшим, все же остается малышом. Если видите, что он услышал просьбу и «завис» (например, сидит в одном расстегнутом ботинке), дайте немного времени на обработку информации, а затем спокойно повторите. Помогите наводящими вопросами: «Что нужно сначала сделать? Расстегнуть? А где липучка? Давай расстегнем».

Повышать громкость голоса, если ребенок не слышит обращения, можно. Однако важно делать это, не переходя на раздраженный или недовольный тон. Иногда это действительно помогает. Главное – не увлекаться, чтобы повышенная громкость не превратилась в норму, а ребенок не начал игнорировать ее как что-то привычное.

05.jpg

Почему ребёнок делает вид, что не слышит вас

Крайне редко в раннем возрасте дети игнорируют родителей осознанно. Такое поведение характерно для подростков. В случае же с дошкольниками и даже младшими школьниками обычно действует одна из двух причин – физиология или особенности воспитания. Либо сразу обе.

06.jpg

Физиологические особенности

  1. Повторимся: ребенку нужно время на обработку входящей информации. Это действительно важный и естественный процесс, на который малыш повлиять не может.
  2. Уже на этапе получения информации мозг фильтрует ее на условно важную и неважную. Первую он обрабатывает быстро и выдает реакцию, вторая уходит на подкорку и обрабатывается бессознательно. Эволюционно все мы сначала реагируем на сигналы опасности (большое, громкое, яркое), а уже потом на все остальное.
  3. Важна четкость сигнала. С рождения и примерно до 5–6 лет ребенку проще воспринимать краткую понятную информацию. «Дай красный мячик» понять легче, чем фразу: «Дай мне, пожалуйста, тот мячик, которым мы вчера играли с тобой в футбол после обеда, так как я хочу взять его на прогулку». Второй вариант перегружен, ребенок просто запутается в смыслах, которые содержит фраза.
  4. Получив задачу, мозг ребенка начинает анализировать, можно ли ее выполнить и что для этого нужно сделать. Задание «развязать шнурок» для двухлетки может означать следующее: «Я наклонюсь, упаду, будет больно, поэтому лучше подожду, пока мама развяжет».
07.jpg

Тонкости семейного воспитания

Очень важно понимать, качественно ли общаются взрослые в семье, внимательно ли слушают друг друга. Если не слышно, что кричит человек из соседней комнаты, лучшим вариантом будет сказать: «Я сейчас не слышу тебя. Либо подойди ко мне и скажи, либо подожди, когда я закончу дела и приду к тебе». Кажется, что это сложновато для повседневного общения, но именно так можно научить ребенка правильной коммуникации.

08.jpg

Обратите также внимание, всегда ли есть реакция на говорящего. Например, мама варит суп, а ребенок рядом что-то бормочет про свои дела. Мама не слушает, и малыш считывает эту модель поведения, привыкает к тому, что можно какую-то информацию не обрабатывать, как будто не слышать.

Разумеется, даже мозг взрослого человека не способен обрабатывать 100% информации. Однако если ребенок большую часть времени вообще не реагирует на обращения родителей, стоит уделить внимание этому вопросу, чтобы исключить более серьезные проблемы.
09.jpg

Взгляд, улыбка, прикосновение: как говорить, чтобы ребёнок услышал

Это ловушка, в которую попадают многие родители: кажется, что если ребенок понимает обращенную к нему речь и умеет связно отвечать, то проблем с коммуникацией быть не должно. Подобно умной колонке «Алисе» он услышит фразу взрослого, из какой бы части квартиры и в какой бы момент она ни прозвучала, и незамедлительно отреагирует. Главное – внятно произнести просьбу. Но дети «работают» иначе.

За основу коммуникации с ребенком можно взять принципы, изложенные канадским психологом Гордоном Ньюфелдом. Он говорил о том, что для качественного общения важны три компонента: контакт глаз, легкое прикосновение и улыбка. Эта формула актуальна для всех возрастов и даже для взрослых.

11.jpg

Когда мы смотрим в глаза тому, с кем говорим, то можем видеть обратную реакцию и точнее передавать собственные эмоции. Спокойное прикосновение близкого человека всегда приятно на уровне физиологии и психологии. А легкой улыбкой взрослый показывает доброжелательность. Для детей это работает как подтверждение безопасности, и им становится легче сконцентрировать внимание на говорящем.

Если все три компонента соблюдены, вы невербально транслируете: «Я тебя вижу и слышу. И я хочу того же от тебя. Увидь и услышь меня». С вероятностью 90% ребенок услышит вас и даст обратную реакцию.

13.jpg
Однако будьте деликатны с подростками: им не всегда приятны прикосновения. В этом возрасте обострена тема личных границ. Можно сесть рядом (с разрешения) и поговорить, глядя в глаза.

Возьмите на вооружение этот метод и практикуйте его регулярно, а не от случая к случаю. Вы заметите, что общаться с ребенком станет проще.

10.jpg

Когда уместны сарказм и чувство юмора

Сарказм, иронию и юмор лучше не использовать в общении с маленькими детьми. Фразы из серии: «Ну ты еще сядь в эту лужу!» – они воспринимают буквально. Не успеете моргнуть, как довольный трехлетка плюхнется в грязную воду. А потом будет недоумевать, чем это вы так недовольны. Юмор (сарказм и ирония в том числе) как одна из сторон интеллекта развивается ближе к школьному возрасту.

Зато этот прием хорошо работает с подростками. Замечания, напоминания и общение можно строить в полушуточном ключе. Главное, оттачивая свое остроумие, не обидеть ненароком ребенка. Даже если он уже на две головы выше вас.
12.jpg

Хитрость на страже дисциплины

Дети в любом возрасте будут плохо воспринимать информацию, если она им не важна. Поэтому старайтесь преподносить свои просьбы в интересной форме. С малышами отлично работает соревновательный момент: кто быстрее добежит до детской площадки, разденется после прогулки, помоет руки. Это эффективнее, чем объяснять, упрашивать, давить или угрожать.

У школьников может сработать система внешней мотивации: собирать звездочки, плюсики и получать за это какие-то подарки, например, по итогам месяца. Мотивация может быть материальной: поход в кино, покупка игрушки или «запрещенных» сладостей. Либо нематериальной: дополнительный час экранного времени, выходной «ничегонеделанья», возможность пропустить день в школе и так далее. Важно, чтобы этот инструмент был поощрительным, но не основным мотивом, потому как ребенок может начать отказываться делать что-либо «бесплатно».

Надеемся, эти рекомендации помогут вам и вашим детям лучше понимать друг друга!

1985 просмотров
1 комментарий
Комментарии 1

Войдите, чтобы комментировать
Неопознанный медведь
07.06.2022 17:27:56
Замечала не раз - если сесть на корточки, взять ребенка за рукуи спокойно сказать, дойдет быстрее, чем крик.