1488 прочитали
0

Психолог объяснила, зачем покупать детям смартфоны и планшеты и как контролировать их использование

Оградить детей от взаимодействия с цифровым миром невозможно. Даже если вы активный противник планшета в детских руках, рано или поздно ваш наследник попросит свой собственный. Мы поговорили с семейным психологом о том, когда ребенку можно дарить девайсы и как помочь ему выстроить с ними правильные отношения.

01.jpg

Фото: pexels.com

Статью комментирует
Екатерина Кочетова
Семейный психолог
Гештальт-терапевт
Сексолог

В каком возрасте можно, а в каком нельзя: что говорит возрастная психология

Мнения родителей относительно детей и технических устройств сильно разнятся, позиции могут быть диаметрально противоположными — от «ничего страшного, пусть смотрит мультики сколько хочет» до «никаких планшетов в ближайшие десять лет». Правда, как обычно, где-то посередине и зависит от конкретного ребенка, его возраста, нервной системы и потребностей.

02.jpg

Фото: pexels.com

От 0 до 1,5 лет: ничего цифрового

Младенцы в девайсах точно не нуждаются. Лучший метод развития для малыша — познание живого окружающего мира, а идеальный способ быстро успокоиться — тактильный контакт. Поскольку мозг ребенка еще не развит в достаточной мере, слишком быстрая смена кадров на экране будет для него вредна и плохо скажется на психике и общем развитии. Принцип «чем позже, тем лучше» здесь максимально актуален.

03.jpg

Фото: pexels.com

От 1,5 до 3 лет: старые советские мультики на большом экране

С полутора лет понемногу включать мультики допустимо, но взрослые должны понимать, что малыш не получит никакой пользы. Мультфильмы — это всего лишь возможность для старших выиграть несколько минут тишины. К тому же попытка выключения планшета или смартфона может обернуться слезами и истерикой. Оптимальный девайс в это время — большой телевизор, а время его использования — не дольше 10 минут в день.

Екатерина Кочетова
Семейный психолог
Гештальт-терапевт
Сексолог

Выбирая мультики для малыша, отдайте предпочтение старым советским: они медленные, с плавной сменой кадров и гораздо больше подходят для восприятия. Быстрые и шумные мультфильмы могут сильно перегрузить нервную систему.

04.jpg

Фото: pexels.com

От 3 до 6 лет: можно дать планшет, но лучше отвести в садик

Есть мнение, что после двух-трех лет детям уже полезны развивающие программы: английский язык, основы математики, изучение букв... С точки зрения взрослых, ребенок не просто смотрит мультики, но и получает ценную информацию. В какой-то мере так оно и есть, но живое общение и прогулки на свежем воздухе все же намного полезнее.

Детсадовский возраст — время развития эмоционального интеллекта. В этот период не нужно налегать на учебный контент. Гораздо важнее развивать социальные навыки: например, играть с другими детьми.

05.jpg

Фото: freepik.com

Однако полностью запрещать взаимодействие с экраном тоже не стоит: добрые мультфильмы могут научить дружить, делиться, мириться, помогать и т. п. К тому же жесткий запрет вызовет у ребенка чувство несправедливости и болезненное желание нарушить табу. В том числе и потому, что большинство других детей в его окружении будет иметь доступ к экранам.

Оптимальные девайсы в этом возрасте: планшет — для обучающих игр, телевизор — для видео. Контролируйте время, которое дети проводят за ними: не дольше 30 минут и не чаще трех раз в день.

06.jpg

Фото: trutechreview.com

От 7 до 10 лет: умные часы и планшет с познавательным контентом

Ребенок школьного возраста еще активнее общается со сверстниками и еще острее ощущает нехватку чего-либо. Лишить школьника доступа к девайсам — значит автоматически понизить его социальный рейтинг среди друзей и одноклассников.

Кроме того, 6–7 лет — тот рубеж, когда вчерашний малыш становится человеком, очень заинтересованным в получении знаний. Обучающие программы на планшете теперь могут быть полезны и ценны для развития юного ума, а возможность быть на связи с друзьями и родителями — вопрос удобства.

Чтобы не бояться, что младшеклассник начнет все свободное время играть в игры на телефоне, лучше купить для связи умные часы. Так всем будет намного спокойнее.
07.jpg

Фото: pexels.com

От 10 до 16 лет: личный ноутбук и телефон без интернета в школе

Начиная со среднего школьного возраста с вами живет уже не ребенок, а подросток, который в интернете порой чувствует себя увереннее, чем вы сами. Запрещать что-либо станет намного сложнее, поэтому учитесь договариваться и объяснять. Личный ноутбук при этом уже не прихоть а необходимость, потому что взрослый ребенок делает с его помощью уроки, учится чему-то новому и общается с друзьями.

Детские часы пора заменить на телефон, который долго держит заряд. Вряд ли вы сможете уговорить подростка ходить с кнопочным, когда вокруг у всех детей будут смартфоны, но можно не подключать к нему интернет в школе — так количество контактов с экраном заметно снизится.

Если после взаимодействия с девайсами ребенок становится непослушным, нервозным и перевозбужденным, это прямой сигнал к немедленному сокращению экранного времени или ограничению разрешенного контента.
08.jpg

Фото: pexels.com

Как родителям научить ребёнка здоровым отношениям с девайсами

Установите разрешённое экранное время

Вплоть до позднего подросткового возраста ребенок должен четко знать, сколько минут или часов в день ему можно проводить за экраном, чтобы не испортить зрение, осанку и нервную систему. Правило следует поддерживать всем взрослым. Исключения, конечно же, возможны (например, в выходные или на каникулах), однако не в ущерб общению, здоровью и важным делам.

09.jpg

Фото: pexels.com

Обозначьте условия пользования девайсами

Такие условия могут различаться в зависимости от того, как устроен быт в семье, но психологи рекомендуют помнить о следующих моментах:

  1. Экранное время не должно быть наградой за оценки или успехи.
  2. Ребенок будет спокойнее относиться к девайсам, зная, что каждый день имеет право на определенное количество минут гарантированного расслабления и удовольствия.
  3. Все устройства с экранами желательно убирать минимум за час до отбоя, а лучше за два.
  4. В доме можно выделить зоны, свободные от девайсов: обеденный стол, постель, туалет и т. п.
10.jpg

Фото: pexels.com

Уделяйте время живому общению и предлагайте альтернативу

Болезненное увлечение девайсами не возникает на ровном месте. В любом возрасте это следствие того, что в жизни ребенка много скуки и мало возможностей для самореализации. Проанализируйте, есть ли у него хобби, достаточно ли ему встреч с друзьями и родительского внимания.

Екатерина Кочетова
Семейный психолог
Гештальт-терапевт
Сексолог

Когда мы говорим о родительском внимании, то имеем в виду ситуацию, когда мама и папа полностью сосредоточены исключительно на общении с ребенком (будь то игра, чтение, прогулка или разговор), а не просто занимаются своими делами где-то поблизости.

Бессмысленно запрещать своему чаду «залипать» в игры или соцсети, лучше постарайтесь увлечь ребенка другими занятиями.

11.jpg

Фото: freepik.com

Настройте девайс на полезный контент

До определенного возраста дети могут с одинаковым интересом смотреть и познавательные каналы о животных, и видео с распаковкой игрушек, и мультики на английском. Выбор контента всегда на совести родителей. В умеренном количестве даже бессмысленная распаковка не причинит вреда детской психике, поскольку для ребенка такие ролики могут выступать в качестве разгрузки после трудного дня. Однако если вам важно, чтобы младшие члены семьи проводили время за экраном с пользой, установите ряд приложений для обучения в игровой форме и задайте параметры для подбора видео.

12.jpg

Фото: freepik.com

Обсудите правила безопасности

Вместе с доступом к интернету ребенок должен получить максимально полный пакет информации о цифровой безопасности. Объясните, что плохие люди встречаются не только в реальном мире, но и в цифровом. Даже младшекласснику должно быть известно, что нельзя рассказывать все о себе первому встречному. А с подростком стоит провести углубленную беседу на тему мошенников, опасных знакомств в соцсетях и т. п.

14.jpg

Фото: freepik.com

Сохраняйте контроль

Конечно же, читать переписку ребенка с друзьями — очень плохая идея. Однако проверять, на какие площадки он заходит в интернете, — это не вмешательство в личную жизнь, а важная составляющая семейной безопасности.

Если вы обнаружили в истории просмотров опасные сайты или сообщества, где школьник может получить неподходящую для его возраста информацию, то ни в коем случае не устраивайте ссору. Лучшее, что тут можно сделать, — организовать доверительную беседу и понять истинные мотивы интереса к «запрещенке».

А что о девайсах для детей думаете вы?


Войдите, чтобы комментировать
сейчас в тренде
Читатели говорят