13673 прочитали
0

Кофейные капсулы: конец монополии Nespresso

Вообще-то мы хотели написать статью о том, как появились кофейные капсулы, но подумали и решили, что это слишком скучно. Гораздо интереснее то, что происходило с капсулами дальше.

В поисках целевой аудитории

Когда в середине 70-х шведскому инженеру Эрику Фавру пришла в голову идея о создании кофейных капсул, она казалась странной всем, включая, наверное, его самого. Но Эрик был умным человеком и сразу же подстраховался – в 1978 году он запатентовал свое изобретение. И это на долгие годы озолотило компанию Nestle, в которой работал господин Фавр. Вернее даже не саму Nestle, а ее «дочку» Nespresso.

Впрочем, начиналось все довольно вяло.

Владельцы кафе и офисов, на которых изначально была ориентирована продукция Nespresso, не очень понимали, зачем им нужно покупать эту новую технику для капсул, к которой постоянно нужны дорогие расходники.

И все же, и все же...

В рекламном отделе Nespresso нашлись настоящие гении своего дела, которые сумели создать вокруг капсульных машин настоящий ореол элитарности и причастности к высокому миру финансового достатка.

Медленно и постепенно, но капсульные кофемашины стали проникать... нет, вовсе не в офисы, как это планировалось изначально, а в частные дома состоятельных людей, которые дорожат своим временем и жалеют денег на престижный кофе.

Именно такие люди оказались в итоге целевой аудиторией Nespresso.

Золотое десятилетие компании Nespresso

К середине 2000-х годов компания уже прочно заняла свою нишу на мировом рынке, снабжая своей продукцией не только Европу, но и Америку. В России, разумеется, тоже нашлись ценители такого способа готовить кофе, ведь при своих недостатках (цена и качество), он имеет множество положительных сторон: быстрый и простой способ приготовления (это может даже ребенок), минимум усилий на очистку машины (использованная капсула выбрасывается), большой выбор разных вкусов и видов кофе (от классически до сложных блендов).

К этому моменту проект начал приносить хорошую прибыль: шутка ли, купив весьма недорогую кофемашину, ее владелец фактически подписывал согласие на постоянное приобретение весьма недешевых капсул (на сегодняшний день их стоимость составляет в среднем от 30 до 50 рублей за 1 капсулу).

И если в 2010 году продажи кофейных капсул составляли около 20% всего оборота молотого кофе, то к 2015 достигли точки выше 60%.

Казалось бы – пришло время владельцам Nespresso радостно хлопать в ладоши и пожинать плоды своей дальновидности, но... простая логика спроса и предложения не могла не ввести в эту игру новые переменные. А именно – конкурентов.

Да здравствует конкуренция!

Да, у Nespresso имелась пачка патентов на все составляющие их бизнеса, но на одну умную голову всегда найдется по меньшей мере еще одна. В 2011 году Жан-Поль Гайяр, бывший генеральный директор Nespresso, основал конкурирующую фирму Ethical Coffee Company SA, которая занялась производством совместимых экологичных биоразлагаемых капсул для машин Nespresso.

Надавив на неэтичность бизнеса Nespresso (их капсулы не перерабатывались) он стал самым сильным и опасным конкурентом, но не единственным.

Чем дальше, тем больше появлялось желающих отхватить свой кусок от этого пирога. Tassimo, Lespresso, Paulig, Lavazza, Coffesso и другие сегодня успешно конкурируют друг с другом, давая покупателям возможность выбирать свой капсульный кофе как по вкусу, так и по цене.

Стоимость одной капсулы для Nespresso сегодня стартует от 15 рублей

Как им это удалось? Ловкость рук и никакого мошенничества! Сначала конкуренты Nespresso стали использовать другие материалы для изготовления своих капсул (и уверяли всех, что их «стаканчики» из пластика ничуть не хуже оригинальных алюминиевых), а потом время патентов начало истекать и продлить их владельцам Nespresso уже не удалось. Многочисленные судебные иски, которые Nespresso выдвигала против конкурентов неизменно заканчивались процессами, решенными в пользу других компаний (нет патента – нет претензий, сорри). У 2017 году на рынке появились даже алюминиевые «копии» капсул, что долгое время было невозможным.

А особо замороченные фанаты капсульного кофе научились заправлять капсулы многоразового использования. Правда, выгоды от этого почти нет, и мы писали об этом чуть раньше.

В попытке удержать свою монополию владельцы Nespresso пробовали разные методы, в том числе пытались изменять устройство своих машин таким образом, чтобы никакие другие капсулы им не подходили. Но, в конечном итоге, это не помогло – капсульный кофе ворвался в мир простых смертных. Ореол элитарности и причастности к закрытому буржуазному клубу постепенно выветрился: сегодня любой человек со средним доходом может позволить себе капсульную кофемашину. Если, конечно, вкус кофе, сваренный в ней, придется ему по душе.

А вы любите капсульный кофе? Какое сырье предпочитаете?


сейчас в тренде
Читатели говорят