Австралийские учёные доказали эффективность коротких перерывов в работе
Новейшее исследование и плюс одно очко в пользу кофе-брейков
Для повышения концентрации требуется всего лишь пять минут отдыха на каждые двадцать минут работы — так заявили ученые Сиднейского университета. При этом они отметили, что срочно бежать на свежий воздух в эти пять минут необязательно. Можно просто смотреть в потолок или крутиться на офисном стуле. Но обо всем по порядку.

Фото: freepik.com
Как это работает: австралийские доказательства
Для овладения большинством навыков, в том числе и когнитивных, требуется огромная концентрация. Но при любом задействовании разума, будь то учеба, работа или даже уборка, когнитивные ресурсы быстро истощаются. И концентрация, которая так необходима для продолжения решения задач, существенно снижается.

Фото: pexels.com
Доцент Сиднейского университета Пол Джиннс уверен, что простые пятиминутные перерывы после каждых двадцати минут работы значительно улучшат внимание в течение рабочего дня. При этом необязательно проводить их с пользой, достаточно закрыть глаза и спокойно подышать. Джиннс не первый, кто в последние 40 лет настаивает на коротких перерывах. Но до 2023 года у метода не было научных доказательств.

Фото: pexels.com
Свой эксперимент ученые из Сиднейского университета провели на 72 студентах. Их разделили на три группы. В каждой сначала нужно было пройти сложный тест по ментальной математике длиной в 20 минут, чтобы хорошенько устать. Далее студенты из первой группы сразу перешли к изучению следующего материала, а второй и третьей группе дали пять минут на отдых. Но во второй учащиеся могли делать что угодно возле компьютера, на котором шел обратный отсчет времени, а в третьей смотрели фильм о прогулке по тропическому лесу.

Фото: pexels.com
После студенты из всех групп снова прошли тест по ментальной математике и небольшой опрос о том, сталкивались ли они с отвлекающими мыслями во время решения задач. По результатам вторая и третья группы значительно превзошли первую. При этом студенты, которые виртуально прогуливались по лесу, дали больше правильных ответов в тесте (60% против 53%). А те, кто бил баклуши у компьютера, меньше других отвлекались во время выполнения задач.

Фото: iqb.de
Другие проверенные способы сделать работу эффективнее
«Метод помидора»: тайм-менеджмент по-итальянски
Метод помидора — это не новый способ приготовления кетчупа, а прием в тайм-менеджменте, позволяющий повысить концентрацию для лучшей производительности труда. Франческо Чирилло создал его в конце 80-х годов прошлого века, а назвал в честь кухонного таймера в виде помидорки, который использовал когда-то при подготовке к экзаменам.

Фото: freepik.com
Метод простой и эффективный: нужно поставить таймер на 25 минут и работать, ни на что не отвлекаясь. Можно воспользоваться приложением на телефоне, главное — наглядно видеть или слышать уходящее время. Этот период времени называется «помидором». По прошествии 25 минут нужно сделать пятиминутный перерыв на отдых, а потом поставить таймер снова. Каждый четвертый «помидор» требует более серьезной получасовой передышки, условного кофе-брейка.

Фото: freepik.com
Кофе-брейк и борьба за право на отдых
Кроме пятиминуток, сегодня у каждого наемного работника есть законное право на обед, а после сложных переговоров — на короткий кофе-брейк. Однако так было не всегда, и за первый перерыв в двенадцать минут люди вели настоящую борьбу.
Понятие кофе-брейк (в переводе с английского — «кофейный перерыв») появилось в конце XIX века в штате Висконсин благодаря женам норвежских иммигрантов. Все дело в том, что в странах Скандинавии было такое понятие, как «фика», то есть короткий перерыв в работе каждые два часа, чтобы выпить кофе. В шведском языке это слово является как существительным (сам перерыв), так и глаголом (его выполнение). Жены норвежских рабочих были уверены, что эта традиция поможет их мужьям лучше трудится и в новой стране.

Фото: freepik.com
Но повсеместными и даже прописанными в трудовом договоре кофе-брейки стали намного позже. В 50-х годах прошлого века панамериканское бюро, объединяющее производителей кофе, начало крупную рекламную кампанию, направленную на увеличение потребления напитка. Главной ее мишенью стали офисные работники, которым предложили делать полуденные перерывы в работе, но не простые, а «кофейные». Слоган звучал так: «Устройте себе кофе-брейк и возьмите от кофе все, что в нем есть».
Сотрудникам такая идея пришлась по душе, но начальство не спешило разрешать передышки в работе. Переворот произошел в США в 1964 году, когда Объединенный профсоюз рабочих автомобильной промышленности, сотрудничавший с крупными автопроизводителями, пригрозил перекрыть все дороги, если сотрудники не получат право на кофе-брейки. И они получили. Правда, всего на двенадцать минут.
А сколько перерывов на отдых в работе делаете вы? Теперь пересмотрите график?