Чайные чашки из бабушкиного сервиза стали двухметровыми предметами искусства
Жизнеутверждающий посыл гиперреалиста Роберта Рассела
В российской прессе художник Роберт Рассел чаще всего упоминается как муж Лизы Эдельштейн (Кадди из сериала «Доктор Хаус»). Сам же он шутит, что его называют не иначе как «Тот парень с чашками».
А все потому, что Роберт Рассел рисует двухметровые чайные пары! Этого было достаточно, чтобы очаровать редакцию «ТЧК». Однако для вас мы узнали о творчестве Рассела больше. Уверены, вам понравится его подход к жизни и творчеству.

Фото: robertrussell.net
Свиньи, чайные чашки и однофамильцы: что волнует Роберта Рассела
Рассел получил степень магистра в Калифорнийском институте искусств в 2006 году. В это же время его картины впервые стали демонстрироваться сначала на групповых, а потом и на персональных выставках. Прославили художника следующие серии работ в жанре гиперреализма:
- Pink — изображения розовых свиней.
- Men Named Robert Russell — портреты случайных тезок Роберта Рассела из интернета.
- Book Paintings — картины, изображающие книги с репродукциями известных художников на обложке.
- Teacups — изображения фарфоровых чайных чашек с блюдцами.
Итак, вернемся к чашкам.

Фото: robertrussell.net
Как чайная чашка Рассела передаёт быстротечность жизни
Каждая картина Рассела — изящная чайная пара, как бы выплывающая на зрителя из темноты на огромном холсте (в среднем 2 х 2,3 м). Это интересно само по себе, но еще интереснее — история картин.
Чашки Рассел пишет не с натуры, а с фотографий, размещенных на eBay (утонченный вариант нашего «Авито»). Изначально его заинтересовали фото винтажной посуды, на которых были видны руки или детали одежды их продавцов, что давало понять — за каждым предметом стоят живые люди и длинная история. Рассел видел в этом прощальный ритуал: неизвестный человек по ту сторону экрана решает продать бабушкин сервиз, а фотография — не только важная часть сделки, но и своеобразный способ попрощаться.

Фото: robertrussell.net
Фарфоровые чашки с блюдцами, расписанные цветами, невольно отсылают к давно ушедшим временам, а тончайший фарфор словно символизирует их хрупкость. Так художник нашел главную идею будущей серии — быстротечность жизни, неизбежность смерти. Такая идея уже была популярна в философских натюрмортах XVII века с их черепами и девизом Memento mori («Помни о смерти»), теперь же у нее появилось современное эстетическое звучание.

Фото: robertrussell.net
Чем гиперреализм Рассела отличается от большой фотографии
Иллюзия трехмерных изображений впервые вошла в моду еще в XVII веке и получила название натюрмортов-обманок. Подобные картины производили на современников неизгладимое впечатление, но с развитием искусства фотографии их «вау-эффект» пропал.
Однако работы Роберта Рассела выходят за пределы трехмерного пространства. Издалека изображение чашки не отличить от фотографии, но чем ближе зритель подходит к реалистичной картине, тем быстрее чашка начинает «растворяться», распадаясь на отдельные мазки краски. Рассел называет свое творчество фотореализмом, электронным реализмом и передачей визуальной информации через живопись. Ему не интересно создавать натюрморты, как это делали художники прошлых веков.

Фото: robertrussell.net
И он видит этот опыт в бликах камеры телефона на фарфоре, руках, которые держат чашки, воспоминаниях, которые хранит каждая из них.

Фото: robertrussell.net
Слава бабушкам и сервизам
Приобрести картину Роберта Рассела за 20–40 тысяч долларов по карману далеко не всем, но не меньше формы в искусстве важна идея. Наверняка за чайной парой из сервиза вашей бабушки тоже стоит своя история. Можно сфотографировать чашку, а можно наполнить ее ароматным чаем и вспомнить все хорошее, что с ней связано, превратив обыденное в значимое и дорогое.

Фото: robertrussell.net