9141 прочитал
0

Чего не стоит ждать от центров раннего развития детей и как выбрать правильные занятия для малышей до 3 лет: слово психологу

Кто-то уверен, что малышам нужно познавать мир естественным путем и с помощью игр, а кто-то – что домашней среды для гармоничного развития недостаточно и необходима помощь педагога. Сложнее всего выбрать правильную сторону молодым мамам, которые мечутся между своими родительскими амбициями и желанием дать ребенку самое лучшее.

Чтобы узнать, есть ли в спорах о «развивашках» для малышей правые и неправые, мы поговорили с нейропсихологом Анастасией Глебовой.

Чем помогают детские клубы и как их выбирать

Детские развивающие центры или клубы – это, как правило, первые учебные заведения, через которые проходят почти все современные малыши с 1–1,5 лет. Там они с мамами и педагогами в игровой форме делают несложные физические упражнения, лепят, танцуют и поют песенки.

Не будем томить: при правильной организации занятий минусов для ребенка нет. Зато плюсов от «развивашек» много!

  • Они отлично восполняют главные потребности детей этого возраста – эмоциональное насыщение и развитие крупной моторики. Ребенку весело, интересно, он быстрее учится новому: прыгать, перелезать через препятствия, собирать, расставлять предметы и т. д.
  • Они гарантируют качественное времяпрепровождение с мамой. Особенно полезны клубы для мам, которые не очень любят играть в детские игры (или не умеют их придумывать), ведь не все могут полноценно погрузиться в мир полуторагодовалого ребенка. В таком случае «развивашка» станет настоящей палочкой-выручалочкой: педагоги дадут готовые рецепты развлечений и правила их выполнения.
  • Они отвлекают от быта. Для мамы регулярные походы в детский клуб часто становятся единственной возможностью полноценно выйти в свет, эмоциональной перезагрузкой и сменой обстановки. А что положительно влияет на маму, то благоприятно влияет и на ребенка.

Чего не стоит ждать от детских центров раннего развития

Сразу откажитесь от завышенных ожиданий. Ребенок научится новым движениям и навыкам, сделает скачок в определенных умениях, однако маловероятно, что неговорящий малыш вдруг начнет читать стихи, а едва научившийся ходить – танцевать вприсядку. Не стоит также ждать, что занятия в 1–3 года помогут расшевелить застенчивого тихоню, а активного «моторчика» сделают усидчивее.

Чего точно не смогут дать детские клубы, так это социализации. Здесь дело не в качестве занятий, а в возрасте ребенка: до 3–4 лет детям не свойственно дружить друг с другом и играть вместе. Даже если их собрать в группу, каждый будет играть сам по себе. Поэтому если главный запрос мамы – научить двухлетку общаться с другими детьми, то он точно не решится в развивающем клубе.

Как выбрать правильную «развивашку» для детей до 3 лет

Кроме очевидных критериев, таких как транспортная доступность и педагоги, которые нравятся и маме, и малышу, важно, чтобы занятия в детском клубе:

  1. Подходили ребенку по возрасту. Если малыш еще не может физически или интеллектуально выполнить то или иное упражнение (или, наоборот, уже его перерос), он быстро заскучает и начнет капризничать.
  2. В первую очередь были направлены на развитие крупной моторики. Здорово, если большая часть занятий – это физическая активность (бег, танцы, прыжки), а сам зал оборудован полосой препятствий, импровизированным туннелем и всевозможными лазилками.
  3. Включали в себя упражнения на развитие вестибулярного аппарата. Это ходьба по неровным поверхностям, наклоны, повороты.
  4. Проходили по одной и той же структуре. Залог хорошего отклика на занятия со стороны ребенка – это максимальное повторение всех действий. Например, каждый урок начинается с того, что педагог звонит в колокольчик, потом – зарядка и бег под определенную песенку, потом – один и тот же танец и т. д. Для формирования нейронных связей и запоминания малышам нужно минимум три месяца занятий с одинаковой структурой. Какие-то отдельные упражнения при этом могут меняться, но общая последовательность действий всегда сохраняется.
Кстати, структура важна и в посещении самих занятий. Постепенно ребенок начинает запоминать, по каким дням и после какого действия (например, после завтрака или после прогулки) они с мамой ходят в центр. Это положительно влияет и на его психоэмоциональное состояние, и на развитие речевых и других навыков.

Ранний спорт: когда, зачем и почему

Главное показание к спортивным занятиям в возрасте 2–3 лет – это рекомендация врача. Но если таковой нет (и противопоказаний тоже), то спорт – в любом случае полезен.

Что нужно учитывать при выборе занятий:

  • Желания ребенка. Если мама видит дочку маленькой фигуристкой, а дочке больше всего нравится плескаться в воде, то выбор должен быть в пользу плавания.
  • Темперамент ребенка. Активному малышу спорт (физкультура, акробатика, танцы) всегда пойдет на пользу, даже если у него пока нет желания заниматься чем-то определенным, в то время как тихоням излишняя активность может быть в тягость. Не стоит забывать и про то, что дети могут быть в принципе «неспортивными», даже если и мама, и папа готовы жить в зале. В таком случае правильнее будет развивать у ребенка другие способности.
  • Тренер должен быть не только профессионалом, но и уметь работать именно с маленькими детьми. Все занятия для малышей требуют простой, повторяющейся структуры, как и в детском клубе.
  • Необязательно заниматься одним и тем же видом спорта. Некоторые дети влюбляются в определенные занятия, а некоторые после освоения ряда навыков начинают скучать и отвлекаться. В таком случае стоит сменить сферу деятельности: например, вместо общей физической подготовки начать ходить на плавание. Смена обстановки поможет малышу не потерять интерес к спорту.

Почему вредно раннее интеллектуальное развитие и чем его заменить

Единственное, чему психологи говорят однозначное «нет» в раннем развитии детей, так это настойчивому желанию родителей как можно раньше обучить ребенка счету, чтению и иностранным языкам – словом, всему, что ему не по возрасту. Любые преждевременные интеллектуальные задачи снижают пластичность мозга, тормозят развитие (в том числе речи) и негативно влияют на психоэмоциональный интеллект.

В дошкольном возрасте детям не нужны обучающие процессы, даже если они проходят в игровой форме. Естественное познание мира через ощущения, запахи и звуки намного важнее счета на английском языке и способности складывать буквы в слова.

Что делать вместо навязчивого обучения

Рассказывайте! Не нужно заставлять малыша рассматривать карточки с животными и цветами, лучше покажите ему мир вокруг. Например: «Смотри, какое голубое небо!» Или: «Посмотри, это кошка. Вот у нее лапки, вот усики, вот хвостик. Кошка серая».

Детям постарше можно рассказывать про устройство велосипеда, пока они учатся на нем кататься. Или можно вместе испечь пирог, комментируя все действия. Словом, ребенок должен контактировать с привычным для него миром и понимать, как устроены знакомые ему предметы. Это даст гораздо больший толчок развитию и формированию его багажа знаний, чем английский язык и счет до тысячи.

Кому точно не стоит ходить на «развивашки»

Есть две причины, когда действительно лучше отказаться от развивающих занятий.

  1. Их нет поблизости. Долгая дорога до развивающего/спортивного центра утомляет ребенка и сводит на нет практически всю пользу от занятий. Комфортный максимум для малыша – не более 20 минут дороги до и после центра.
  2. Мама не в ресурсе. Если каждое занятие превращается в пытку (потому что мама устала, не выспалась или у нее банально нет времени из-за работы или домашних дел), то от кружков ребенка лучше отказаться. Правило то же, что и в самолете: сначала надеть маску на себя, потом на ребенка. Комфорт и ресурсное состояние мамы важнее возможной пользы от занятий, в противном случае, как бы мама ни старалась быть лучшей и правильной, бессознательный негатив все равно будет фонить и перекрывать все успехи ребенка. Малышу же намного важнее счастливая и веселая мама, чем количество посещенных им клубов и центров.

И не забывайте: у ребенка в любом возрасте должно быть время, когда он предоставлен сам себе. Перестройте его режим дня так, чтобы у него была возможность переработать полученные знания: построить башенку, как показывал педагог, попрыгать, покувыркаться. Самостоятельное повторение навыков – показатель гармоничного развития ребенка.


сейчас в тренде
Читатели говорят