Горный или городской, из стали или карбона: пошаговая инструкция по выбору велосипеда с обзором российских брендов
Весна – начало велосипедного сезона, и чем ближе теплые деньки, тем выше цены на двухколесного друга. Поэтому покупать велосипед стоит прямо сейчас. Специально для тех, кто ничего не знает о велоспорте, но очень хочет начать кататься, мы написали несколько советов по выбору «железного коня».

Шаг 1. Определитесь со своим стилем езды – от него будет зависеть тип велосипеда
Сделать это непросто, если вы новичок. Однако ясно, что вам вряд ли понадобится, например, трековый велосипед, рассчитанный на участие в профессиональных гонках, или фэтбайк с широкими покрышками для езды в непроходимой местности. Поэтому давайте отталкиваться от простых запросов.
Для неспешных велопрогулок по ровной дороге подходит городской байк. Отличает его прямая посадка, словно на стуле, низкая рама, крупный диаметр колес и плавный ход.

Одна из его оригинальных разновидностей – круизер с большим удобным сиденьем и изогнутым рулем. Производители особое внимание уделяют его дизайну и аксессуарам. Яркий, стильный, с причудливыми деталями, он будто создан для того, чтобы привлекать к себе внимание. К тому же его геометрия позволяет ездить в платье или юбке.
Однако скорости и спортивных результатов от «ситибайков» не ждите. В отличие, например, от шоссейного велосипеда, созданного для веломарафонов, длительных поездок по ровному асфальту и драйва от высокой скорости.

На горном «коне» кататься можно и по ровному асфальту, и по грунтовым дорогам, и по лесным тропам, и, естественно, по горной местности. На нем вы будете ехать, наклонившись вперед и вытянув руки. Кажется, что это не очень удобно, но многие, попробовав однажды, уже не хотят пересаживаться на другой. Этот байк с широкими колесами отлично подходит для российских дорог. Хотя эксперты заявляют, что он уступает городскому, так как толстые покрышки хуже взаимодействуют с асфальтом.

Альтернатива – это гибрид, сочетающий характеристики горного и шоссейного велосипеда. Многие его хвалят за то, что на своих больших и тонких колесах с усиленной резиной он отлично катится и по пересеченной местности, и по грунту, и по асфальту. Хотя, конечно, уступает горному байку в маневренности и проходимости. Кстати, в странах Европы распространен именно такой тип велосипеда. А в России все-таки многие предпочитают горный.

Шаг 2. Изучите все бренды, доступные к продаже на российском рынке
Некоторые компании сделали паузу в работе с Россией. Например, тайваньские производители заявили о приостановке отгрузок. А 55% всех брендовых велосипедов в мире изготовлены именно там. Уже сейчас в некоторых городах наблюдается дефицит брендов Trek, Merida, Giant, Scott и Colnago. В таких обстоятельствах стоит обратить внимание на российские бюджетные велосипеды, которые часто занимают лидирующие позиции в экспертных рейтингах.

- Stels (Люберцы). Его долгое время не рассматривали в качестве серьезного конкурента из-за качества комплектующих. Однако сейчас Stels ориентируется на использование рам собственного производства и расширяет модельный ряд.
- «Десна». Велосипеды из Брянской области, вызывающие ностальгию по Советскому Союзу. Это недорогие стильные велосипеды простой и надежной конструкции.
- Forward, Format и Altair – бренды из Пермского края с огромной линейкой моделей. Одни из первых в России начали производство карбоновых рам. На велосипедах Forward выступают профессионалы на Олимпийских играх.
- Stark (Ленино). Компания выпускает самые разные модели: горные, экстремальные, дорожные, складные.
- Stinger (Калининград). В линейке все необходимые классы – от горных до круизеров.

Шаг 3. Выберите материал рамы и тип тормозов
Делая выбор в пользу самых важных технических характеристик велосипеда, подумайте не только о комфорте и красоте, но и о своей безопасности.
В настоящий момент рамы в основном производят из стали, алюминия и карбона.
- Сталь. Это один из самых недорогих, надежных и простых в ремонте материалов. Однако дешевая сталь подвержена коррозии. Еще один недостаток – большой вес.
- Алюминий. Он не подвержен ржавчине, легче стали, помогает быстрее разгоняться и преодолевать склоны. Специалисты говорят, что дешевая алюминиевая рама прослужит около 10 лет. А некоторые производители дают на нее пожизненную гарантию.
- Карбон. Невероятно легкий, но прочный материал. Карбоновая рама может прослужить десятки лет, если за ней правильно ухаживать. Однако ремонт карбонового велосипеда обойдется вам в копеечку.

Дисковые и ободные тормоза: в чем разница?
- Ободные тормоза чаще используются на городских велосипедах: торможение происходит через тросик на ободе колеса велосипеда. Они дешевле, но больше подвержены износу. Еще один минус в том, что необходимо постоянно следить и настраивать тормоза по мере стирания колодок.
- В большинстве новых велосипедов, будь то дорожные, горные или гибридные, все чаще используются дисковые тормоза. Работают они, толкая колодки к тормозному диску, прикрепленному к ступицам колес. С такой системой вам не придется беспокоиться о состоянии обода, а поездки не будут зависеть от погодных условий.

Шаг 4. Узнайте нужную вам ростовку велосипеда
Практически все велосипеды созданы с учетом роста будущего владельца. Размер рамы обычно указан прямо на ней в дюймах. Вы можете ориентироваться на таблицу.
Рост в сантиметрах | Размер рамы в дюймах |
135–150 | 13,5–14 |
150–165 | 15–16 |
165–180 | 17–18 |
175–190 | 19–20 |
190–205 | 21–22 |
Таблица пригодится, если вы решили заказать велосипед онлайн. Однако подсчет здесь очень приблизительный, поэтому все же лучше перед покупкой провести тест-драйв и на месте понять, на каком велосипеде вы готовы покорять дороги.
А вы на чем будете кататься в этом сезоне?
