Растворимый всё ещё в топе, а продажи молотого кофе превысили спрос на зерновой
Рынок кофе в цифрах
Независимо от роста мировых цен на зерно, спрос на кофе в магазинах неизменно становится выше. По данным Nielsen, за минувший 2024 год в России продажи зернового формата увеличились на 12%, капсульного — на 7%, а молотого кофе — почти на 2%. В распоряжение редакции попал годовой отчет международной аналитической компании, а также данные опросов Института Человека РОМИР и исследование компании «МАЙ». Самые интересные цифры выбрали для этой статьи.
Какой кофе покупают в России
Хорошая новость для кофеманов: цены на кофе растут, но уже не так сильно, как два года назад. Темпы роста среднего чека за килограмм зерна снизились вдвое, при этом продажи кофе увеличились почти втрое — как в упаковках, так и в килограммах. Такими данными по итогам 2024 года поделились аналитики Nielsen.

Nielsen собирает данные по результатам продаж продукта и сравнивает их с аналогичными периодами прошлых лет
По результатам опросов компании «МАЙ», для дома кофеманы чаще выбирают молотый кофе, чуть реже — зерновой. Кофе в капсулах все еще остается экзотикой, как и дрип-пакеты для приготовления напитка капельным методом. При этом подавляющее большинство оказалось предано одному виду кофе, и лишь 4% экспериментируют с разными форматами, покупая и молотый, и зерно, и другие — в зависимости от ситуации потребления.

В опросах ООО «МАЙ» приняли участие 2000 человек из 37 городов России
А вот на даче или на природе дрипам отдают предпочтение в два раза чаще. Что логично, ведь этот формат как раз и создан для ситуаций, когда классические способы приготовления кофе недоступны.

Источник: Институт человека РОМИР
Приобретая кофе, половина покупателей вообще не задумывается о его характеристиках, ориентируясь только на вкус. Лишь немногие (около 12%) по-настоящему серьезно относятся к покупке: изучают кофе по широкому спектру характеристик, сравнивая разные марки и вкусы.

В опросах ООО «МАЙ» приняли участие 2000 человек из 37 городов России
Не считая вида кофе (зерновой или молотый) и его марки, основным критерием выбора для большинства кофеманов чаще всего остается цена. На втором месте находится сорт кофе. И только на третьем — крепость и степень обжарки.
Хотя обжарка не самый популярный критерий, на самом деле чаще всего именно она влияет на вкус готового напитка. Среди тех, кто разбирается в этом параметре, поклонников средней обжарки оказалось больше всего. С одной стороны, крупные производители кофе в подавляющем большинстве делают ставку именно на нее. С другой, кофе средней обжарки совпадает со вкусами большинства кофеманов: в напитке сбалансированы крепость и кислинка, напиток почти всегда получается стабильного качества.

Фото: coffesso.it
Где, когда и сколько кофе пьют в России
Что касается степени пристрастия к кофе, опросы компании «МАЙ» выявили три основные группы:
- 46% кофеманов выпивают не более двух чашек напитка в день (менее 14 чашек в неделю);
- 45% признались, что количество чашек у них доходит до трех в день (до 21 чашки в неделю);
- 9% выпивают более трех чашек в день (свыше 21 чашки в неделю).
Больше всего кофеманам нравится пить любимый напиток дома во время завтрака или на работе. Часто его заказывают в кафе или ресторане, готовят дома днем, в гостях или с гостями. А еще — пьют на ходу (гуляя пешком или за рулем автомобиля). Намного реже чашечку наливают дома во время обеда, вечером и на даче.

В опросах ООО «МАЙ» приняли участие 2000 человек из 37 городов России
Несмотря на то что кофе до завтрака не очень хорошая идея (по мнению врачей), это мало кого останавливает. 38% опрошенных продолжают пить любимый напиток натощак. А пятую часть респондентов не пугает и бессонница — они пьют кофе вечером.
Самые популярные домашние способы приготовления кофе
На первом месте твердо стоит ее величество турка, в два раза ей уступил способ заваривания кофе прямо в чашке, а замкнула тройку самых популярных способов приготовления автоматическая кофемашина.
Топ-7 девайсов для приготовления кофе дома, по данным опросов «МАЙ»:
- Турка — 54%.
- Чашка — 25%.
- Кофемашина — 19%.
- Френч-пресс — 6%.
- Капельная кофеварка — 6%.
- Гейзерная кофеварка — 3%.
- Дрип-пакеты — 2%.

Фото: unsplash.com
Большинству россиян нравится пить сладкий кофе: добавлять в него сахар предпочитают 60% участников опроса. Поклонников кофе с молоком оказалось еще больше — 70%. Причем 40% из них пьют исключительно молочный напиток, а 30% чередуют оба варианта.
Где предпочитают покупать кофе
Несмотря на стремительное развитие онлайн-продаж (маркетплейсов и сервисов доставок), кофе чаще всего покупают в обычных магазинах. Заказывать кофе онлайн предпочитает только 14% потребителей. Однако именно на онлайн приходится большая доля покупок современных форматов натурального кофе — капсул и дрип-пакетов.

В опросах ООО «МАЙ» приняли участие 2000 человек из 37 городов России
Топ-5 причин выпить кофе
Согласно опросам, приведенным в этой статье, люди пьют кофе, потому что он создает особую приятную атмосферу, наполняет оптимизмом и позитивом, позволяет уделить время себе и отвлечься от суеты. А самые популярные ожидания от чашки выглядят так:
- зарядиться энергией,
- получить удовольствие от вкуса и аромата,
- поднять настроение,
- настроиться на новый день,
- помочь себе собраться с мыслями.
А почему выбираете кофе вы? Расскажите о своих предпочтениях в комментариях.